Шестьдесят лет здоровому желудку

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Ровно 60 лет назад, 29 мая 1958 года, по инициативе профессора Генри Коэна, генерального секретаря Всемирной организации гастроэнтерологов, был учрежден Всемирный день здорового пищеварения. Это не просто профессиональный праздник врачей — специалистов по заболеваниям пищеварительного тракта, но и важный день для всех, кто заботится о своем здоровье и старается питаться правильно. Специально к этому дню врач-диетолог Елена Мотова написала для N + 1 небольшой очерк, посвященный основам работы пищеварительной системы. Подробнее об этой теме, а также о рекомендациях, про которые надо знать всем и каждому, вы можете прочитать в книге Елены «Мой лучший друг — желудок. Еда для умных людей», которую выпустило издательство «АСТ».

Жуем, глотаем, перемещаем в пространстве

Возьмите яблоко, уважаемый читатель. Как вы его едите? Сначала откусываете небольшие кусочки и перетираете их между зубами. Порция еды хорошо пережевана и увлажнена слюной, теперь пищевой комок легко проглотить, и он продвигается по пищеводу. Помогают ему перистальтические волны — сокращения гладких мышц пищевода, желудка и тонкого кишечника, которые перемещают еду дальше. Мы их не чувствуем, как и следующих этапов пищеварения, если все идет хорошо: наш пищеварительный тракт работает автономно. Мы облегчаем его труды, когда едим спокойно и неторопливо. Тщательно пережевывая пищу, как известно, ты помогаешь обществу. Специально считать жевательные движения не нужно — положитесь на здравый смысл и просто не спешите.

Из пищевода еда попадает в желудок. У основания пищевода расположен круговой мышечный жим — сфинктер, который смыкается и не дает содержимому желудка вернуться в пищевод, когда желудок сокращается. В желудке, который похож на растянутый мышечный мешок, еда перемешивается почти как в бетономешалке, к ней при необходимости добавляется вода. Желудок — это что-то вроде резервуара для хранения еды, поэтому он такой эластичный. На выходе из желудка еда становится полужидкой однородной кашицей — химусом. Дальше небольшими порциями, величину которых контролирует лежащий между желудком и кишечником пилорический сфинктер, химус попадает в двенадцатиперстную кишку. За несколько часов желудок постепенно пустеет, а еда отправляется в увлекательное путешествие по всем отделам тонкой кишки.

Пищеварительные ферменты

Смысл пищеварения состоит в том, чтобы разбить крупные молекулы на более мелкие. Они могут всасываться, проходя через стенку кишечника, попадать в кровоток и затем использоваться клетками. Химическими превращениями питательных веществ занимаются ферменты. Пищеварение стартует во рту, ведь уже в слюне содержится фермент, расщепляющий углеводы. Если подольше пожевать кусочек хлеба, можно почувствовать сладкий вкус. Это потому, что от больших молекул крахмала отщепляются простые сахара — глюкоза и мальтоза. Во рту также частично расщепляются жиры.

В желудке продолжается работа с жирами, но главная его задача — начать переваривание белков. Желудочный сок содержит соляную кислоту, воду и пепсин — фермент, который расщепляет белки. Он становится активным и работает лишь в кислой среде. Клетки желудка производят густую слизь, которая защищает их от кислого-прекислого желудочного сока. До наших дней дошло предание, что если долго не есть, желудок начнет переваривать сам себя. К счастью, это невозможно: слизь настолько густая, что служит надежным барьером для кислоты.

Из желудка еда, которая превратилась в пюреобразный химус, порциями попадает в двенадцатиперстную кишку. Вот тут начинается самое интересное. Двенадцатиперстная кишка соединена с поджелудочной железой, которая с точностью высококлассного лаборанта отмеряет не только бикарбонат натрия (соду) для нейтрализации соляной кислоты, но и все нужные ферменты — амилазу, липазы и протеазы. Кроме того, в двенадцатиперстную кишку поступает из желчного пузыря желчь, чтобы эмульгировать жиры — разбить крупные жировые капли на более мелкие, чтобы облегчить их переваривание. Если вы делали майонез, вы без труда представите себе, что такое эмульсия.

Под действием желчи, ферментов поджелудочной железы и кишечного сока питательные вещества распадаются на мельчайшие компоненты и начинают всасываться.

Ловкость рук и никакого мошенничества

Почему-то вокруг понятных и хорошо изученных процессов пищеварения возникло множество обрядов, легенд и альтернативной диетологии. Нет ни малейшего смысла в раздельном питании, потому что сок поджелудочной железы и ферменты, которые вырабатывает тонкий кишечник, способны переваривать и белки, и жиры, и углеводы. И мало какая еда не сочетает всех этих трех питательных веществ.

Другая распространенная практика питания отвергает все ограничения. Если вы слишком много съели, надо принять ферментный препарат, чтобы помочь пищеварению. Что происходит, если человек переел? Он чувствует себя раздутым, еда буквально стоит в горле, его могут беспокоить боли, отрыжка, тошнота, тяжесть в желудке. И тут на помощь приходит волшебная таблетка ферментов поджелудочной железы.

На самом деле особого смысла в приеме этих препаратов нет. Они неэффективны: содержат мало ферментов и по большей части просто не доходят до места назначения. Собственные ферменты работают гораздо лучше, а если нужна заместительная терапия из-за плохого функционирования поджелудочной, применяют микрокапсулированные ферменты следующего поколения.

И самое главное — прием ферментов не ликвидирует всех последствий переедания. Мой совет — есть до умеренного, комфортного насыщения, но не более. Таким образом пищеварительная система работает физиологично, без перегрузок, и формируются здоровые шаблоны пищевого поведения. Это не менее важно, чем выбор продуктов и разнообразие рациона.