День девятый: домой, на Землю!

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Для участников проекта по моделированию путешествия к Луне SIRIUS-17 наступил переломный момент: завершилось их трехдневное пребывание на «орбите» Луны, и экипаж начинает «возвращение» на Землю. Мы продолжаем публиковать дневники участников проекта — сегодня это записи бортинженера Анны Кикиной и врача экипажа Ильи Рукавишникова.

Аня

Привет, земляне!

Мы взяли обратный курс на родную голубую планету! Сегодня, на 8 день путешествия экипажем «Сириус-17» был завершен крайний виток из трех суток вращения вокруг великолепного спутника Земли. Мы с успехом пронаблюдали и идентифицировали заданные объекты на поверхности Луны, испещренной всевозможными по форме и размерам кратерами, такими как, например, «Циолковского», «Лангрэнус», «Саха», «Чаплыгин», и, естественно, морями и океанами: «Спокойствия», «Бурь».

Итак, экватор экспериментальной миссии позади. По случаю чего центр управления (предусмотрительно, до старта эксперимента) «подложил» нам в лабораторный модуль веселые карнавальные украшения, которые мы и нашли по их заданию, данному в игровой форме. В этих красочных атрибутах мы и провели остаток дня, в том числе и празднично отужинали, сладко почмокивая малиново-кофейным тортом из хлебцев с бумажными зонтиками, что торжественно соорудили Наташа и Виктор. 😀

Мы мчимся сквозь время на всех парусах в родную обитель, стремясь по своей дороге максимально качественно выполнять поставленные задачи. На сегодня же остались еще пара опросников и стандартные операции по включению фоновой аппаратуры. Немного сна, а затем новый день — 9 сутки, насыщенные научными и медицинскими экспериментами, исследованиями, и конечно же, рабочим настроем и приподнятым настроением! 😀

Илья

Сложно описать, что из себя представляет экспериментальная миссия, не только близким к космосу специалистам, но и людям, чья деятельность напрямую не связана с дорогой к звездам. Реальный полет всегда остается фактом, а экспериментальный — гипотезой или теорией. Но тяжело в учении, а в бою после этого легче. Итак, летим… Далеко, дальше, чем орбита, на которой уже порядком задержались. С момента первого человека в космосе уже миновало несколько десятков лет и полгода-год в невесомости уже стали привычными. Свой бесценный вклад в пилотируемую космонавтику страны внес наш коллега, рекордсмен Валерий Поляков, а на МКС — Михаил Корниенко и Скот Келли. Задача на первый взгляд простая — длительный перелет к другой планете, но короткий по меркам МКС. График напряженный, много работы, обязанностей и, самое главное, продолженная во времени концентрация внимания и требования к качеству проводимой деятельности.

Изначально, чтобы сымитировать такие условия работы без привязки к конкретным условиям корабля, и организуется эксперимент. Конечно, за долгие годы работы Института медико-биологических проблем в этом направлении накопилось много информации о полетах и в более сложных и нагруженных, с точки зрения операторской деятельности, условиях.

Но времена меняются, меняются технологии, поведение людей, медицинское сопровождение тоже меняется по мере продвижения науки вперед. Как космическому кораблю, его ракетоносителю и системам жизнеобеспечения обязательно нужны проверки, так и циклограммам пилотируемого полета нужны «предполетные» испытания.

Условия гермообъекта с автономной системой жизнеобеспечения имеют множество особенностей по сравнению с времяпрепровождением на «открытом воздухе». Особый микроклимат, специфическая микробиологическая обстановка в условиях изолированного гермообъема вынуждает иммунную систему каждого члена экипажа справляться не только со своей микрофлорой, но и «уживаться» с микрофлорой коллег.

Работа экипажа в объеме, меньшем, чем на МКС, тоже имеет свои особенности. Также требует обкатки перед реальным полетом и система медицинского сопровождения, особенно система принятия решения в условиях отсутствия связи с Землей. В нашем эксперименте члены экипажа — это специалисты своей области: инженеры, космонавты, исследователи, врачи и физиологи. Для обеспечения медицинской автономности технологии оказания медицинской помощи должны быть адаптированы к условиям полета. Наряду с этим институт проводит исследования по передовому направлению — автономизации медицинской помощи, а именно разработке медицинских технологий, ориентированных на использование неподготовленными людьми. Также следует учитывать и то, что ресурсы корабля для полета к другим объектам вне земной гравитации будут ограничены, а автономность всегда требует подготовленности ко всем ситуациям.

Как и медицинское сопровождение, психологическая поддержка и взаимоотношения в экипаже — важная составляющая пилотируемого полета, можно даже сказать, основная. Как создать условия реального полета в экспериментальной миссии без имитации невесомости? Верно, используя виртуальную реальность для максимального приближения к среде полета. В промежутках между выполнением научной программы экспериментального полета экипаж активно использует средства виртуальной реальности.

Представьте, вы в стесненном пространстве ложемента ПТК, летящего с миссией облета к Луне или еще дальше — к нашей красной «межпланетной мечте». Психологически уже тяжело, даже несмотря на адаптацию и уникальность происходящего. Но вот вы подключаетесь к программе виртуальной реальности и ненадолго вы на Земле, дома, в окружении уже привычного; либо глазами зонда-ровера осматриваетесь на планете или спутнике перед высадкой. Вроде бы простая задача, но требует своих испытаний, а вслед за ними получение временных параметров, выявление ограничений или возможных ошибок. В общем, все как в настоящих стендовых или полевых испытаниях, но главный объект в них уже человек и его системы. Питание, автономная жизнедеятельность, сложные операторские задачи в период депривации сна — все это важно и пригодится нам, когда мы полетим дальше к звездам.

В детстве мы часто гуляли около дома, заходили все дальше от своего двора, задерживались допоздна, и это казалось целым приключением. Но приходит время, и мы собираемся значительно дальше, закрывая за собой уже не дверь своего дом, а люк космического корабля, понимая, что впереди еще более серьезное путешествие, но мы к нему уже готовы.