Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Спустя 23 года после выхода «Прогулок с динозаврами», ставших бессмертной классикой, на платформе Apple TV+ начался показ нового документального сериала о динозаврах и их современниках. Каждый день стриминговый сервис будет выкладывать новую серию, а палеонтологический редактор N + 1 — рассказывать, что он в ней увидел и почему ему это понравилось или не понравилось.
«Прогулки с динозаврами» имели колоссальный успех в свое время. Я верю, что новый сериал не уступит своему великому предшественнику, особенно если учесть, что над ним работало несколько именитых палеонтологов, в числе которых Даррен Нэйш (Darren Naish), Стивен Брусатти (Stephen L. Brusatte) и Марк Уиттон (Mark P. Witton).
Исполнительным продюсером сериала выступил Джон Фавро (Jon Favreau), который работал над «Железным человеком», «Мстителями» и создал «Мандалорца» и «Книгу Бобы Фетта» — спин-оффы «Звездных войн». Саундтрек к сериалу написал гениальный Ханс Циммер (Hans Zimmer), который известен музыкой к «Королю Льву», «Пиратам Карибского моря» и «Интерстеллару». Закадровый текст читает натуралист Дэвид Аттенборо (David Attenborough), которому в этом месяце исполнилось 96 лет, а на русском, как и «Прогулки с динозаврами», сериал озвучил Николай Дроздов.
Первая серия «Доисторической планеты» посвящена тому, что происходило и кто жил на морских побережьях разных континентов незадолго до мел-палеогенового вымирания, которое произошло 66 миллионов лет назад.
Серия начинается с тираннозавра (Tyrannosaurus rex), который плывет вместе с выводком к небольшому острову, чтобы полакомиться мертвой гигантской морской черепахой.
Аттенборо не уточняет ее имени, но она похожа на архелона (Archelon ischyros), хотя это немного странно, учитывая, что архелон жил раньше тираннозавра — то есть они не пересекались.
Чтобы зрители особо не удивлялись плавающим тираннозаврам, создатели выложили отдельное пятиминутное видео, в котором объяснили, почему они решили так их изобразить. В этом видео говорится, что ученые находили следы, оставленные во время плавания хищными динозаврами, похожими на тираннозавра. Кроме того, плаванию способствуют мощные мускулистые ноги, а также кости с воздушными полостями.
Следом за ними в кадре появятся:
С научной достоверностью все отлично. К примеру, нам показали, как детеныши птерозавра альционы встают на крыло спустя несколько часов после вылупления. Это в прошлом году продемонстрировали палеонтологи во главе с Дарреном Нэйшем, одним из научных консультантов сериала. В той же самой работе ученые предположили, что детеныши многих птерозавров занимали экологические ниши, которые взрослым были недоступны. В сериале эту мысль тоже воспроизвели: детеныши альционы после вылупления летят в лес, а закадровый голос Аттенборо сообщает, что тот будет служить им домом несколько лет, пока они не подрастут — и лишь затем они присоединятся к взрослым, чтобы ловить рыбу в море.
Радует и то, что морских рептилий плезиозавров в сериале изобразили с хвостовым плавником, который обычно игнорируют палеохудожники и создатели документальных фильмов, хотя его наличие было доказано давным-давно. Правда, изобразили его не совсем так, как нужно: в сериале плавник вертикальный, хотя российский палеонтолог Андрей Сенников (A. G. Sennikov) два года назад показал, что плавник у плезиозавра был горизонтальным, как у китов.
Есть в этой серии и моменты, прямых подтверждений которым нет в палеонтологической летописи — но это не режиссерская фантазия, а реконструкция, основанная на поведении современных животных, с которой в целом ученые согласны. Например, гигантский хищник мозазавр в какой-то момент обращается к услугам чистильщиков, которыми выступают небольшие рыбы и креветки. В наши дни подобные чистильщики помогают более крупным видам рыб, черепахам и другим морским обитателям. А биолюминесценция аммонитов, в существовании которой мы никак не можем быть уверены, выглядит просто невероятно — создается такое ощущение, будто смотришь «Аватар». Но и тут создатели вдохновлялись не фильмом Кэмерона, а современными родичами аммонитов — биолюминесцентными видами осьминогов и кальмаров.
Из минусов — хочется отметить, что реконструкция тираннозавров в сериале немного спекулятивна. У взрослой особи на верхней части головы и туловища виден редуцированный перьевой покров, а детеныши вообще одеты в полноценную шубку из перьев. Это, на мой взгляд, чересчур: у некоторых тираннозавроидов, например у ютиранна (Yutyrannus huali), действительно находили перья, но что касается именно тираннозавра, то у палеонтологов есть отпечатки его шкуры, и она точно чешуйчатая. Да, есть среди ученых сторонники оперенного тираннозавра, считающие, что детеныши были покрыты перьями, которые с возрастом исчезали — или могли сохраняться на верхней части тела (так как оттуда у нас нет отпечатков шкуры). Это, конечно, удобная гипотеза, которую пока не опровергли эмпирически, но при этом смену перьевого покрова на чешую с возрастом мы еще не встречали у динозавров, включая птиц.
«Доисторическая планета» мои ожидания пока вполне оправдывает. Графика, к слову, просто шикарна — все эти вымершие животные выглядят настоящими. Так что не переключайте канал, завтра будет вторая серия, в которой нам покажут, какие динозавры и их современники жили в пустынях мелового периода.