Российский палеонтолог выяснил, что хвост завроптеригий, к которым относятся плезиозавры, был уплощен горизонтально. Эти рептилии двигались в основном за счет двух пар мощных плавников и вертикальных махов хвоста. Статья опубликована в журнале Biology Bulletin.
Различные группы современных и вымерших рептилий вторично приспособились к водному образу жизни. Они использовали несколько стилей плавания и сформировали различные локомоторные аппараты, которые можно изучать на живых представителях или восстанавливать по останкам ископаемых видов.
Первичноводные позвоночные (бесчелюстные и рыбы) двигаются с помощью волнообразных колебаний тела в горизонтальной плоскости, и главная роль в такой локомоции принадлежит хвосту. Большинство морских рептилий, как вымерших, так и ныне живущих, тоже используют горизонтальные движения тела. К ним относятся, например, крокодилы, ящерицы и ихтиозавры. Они имеют длинный, сильный и широкий хвост, уплощенный с боков — это хорошо заметно по скелетам, каудальные позвонки в них имеют длинные верхние и короткие боковые отростки. У некоторых видов на конце хвоста появляется плавник, который ещё усиливает толкательные движения.
Морским черепахам пришлось изобрести совсем другой тип локомоции, ведь они не могут извивать тело из-за своего панциря. У этих животных развились мощные плавникообразные передние конечности, с помощью которых черепахи как будто летают в воде.
Однако ни один из описанных выше способов плавания и типов скелета не похож на то, что наблюдается у завроптеригий, ископаемых рептилий, впервые появившихся в триасе. Эта группа включает в себя отряды Eosauropterygia и Plesiosauria, вымершие в раннем юрском и позднем меловом периоде соответственно. Как и морские черепахи, завроптеригии использовали сильные плавникообразные конечности. Тем не менее, их хвост оставался хорошо развитым, хоть и не слишком длинным. Все плезиозавры также имели концевой плавник, это видно по особому участку скелета на их хвосте. Наличие такого плавника ученые обнаружили уже более ста лет назад, но его почему-то редко изображают на реконструкциях и игнорируют во многих исследованиях. Оставалась не ясна роль хвоста в движении завроптеригий и то, в какой плоскости он двигался.
Андрей Сенников (A. G. Sennikov) из Палеонтологического института имени Борисяка РАН исследовал 14 образцов (скелетов или их отпечатков) морских рептилий, в том числе представителей завроптеригий, ихтиозавров и крокодилов. Ученый обратил внимание на то, что у хвостовых позвонков плезиозавров остистые (вертикальные) отростки очень короткие, а боковые удлинены. На конце особый участок, который служил основанием горизонтального плавника, не загнут вниз, как у пресмыкающихся с вертикальным хвостом. Кроме того, тело плезиозавров короткое, уплощенное в дорзовентральном направлении, что делает невозможным его изгиб. Крестец этих рептилий удлинен и крепко связан с тазом, а вот соединение с хвостом у него более подвижное. Все эти факты говорят о том, что локомоция завроптеригий гораздо больше напоминала современных китов и сирен, чем остальных водных пресмыкающихся. Хвост у них был уплощен сверху и снизу, а не с боков, и двигался в вертикальной плоскости.
Тем не менее, нельзя говорить о полном соответствии способов плавания китов и завроптеригий, ведь у последних ведущую роль в движении играли четыре мощные конечности, а у китов сохранились только передние, и они лишь помогают хвосту. У завроптеригий сформировался уникальный тип локомоции, полных аналогов которому нет ни у каких других животных, и только отдельные особенности напоминают таких вторичноводных морских позвоночных, как черепахи и киты.
В 2017 году ученые с помощью 3D-принтера создали модель конечностей плезиозавра и выяснили, какие движения четырех одинаковых плавников наиболее эффективны для движения в воде.
Алиса Бахарева
Остатки белоголового сипа, жившего примерно 30 тысяч лет назад, нашли в Италии
Ученые из Ирландии и Италии проанализировали остатки перьев белоголового сипа из вулканической породы, найденные в конце XIX недалеко от Рима. Они пришли к выводу, что необычный случай сохранности мягких тканей этой особи, жившей около 30 тысяч лет назад, объясняется цеолитовой минерализацией, благодаря которой до наших дней отлично сохранилась структура мягких тканей погибшего животного. Результаты проделанной работы опубликованы в журнале Geology.