Китайский лунный

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

8 мая на Землю совершил посадку прототип китайского космического корабля нового поколения. Новость особого ажиотажа не вызвала: мир больше занят другими проблемами. Да и новые космические корабли не такая уж редкость — у американцев, например, их два, и оба частные: в этом месяце на МКС должен полететь с экипажем корабль Crew Dragon компании SpaceX, а другой — Starliner фирмы Boeing — проходит летные испытания. Но он им не ровня — улететь на нем можно намного дальше.

Космические корабли разбиваются на классы. Скажем, российский «Союз-МС», американский Crew Dragon и китайский «Шэньчжоу» — это орбитальные корабли, предназначенные для доставки экипажей с Земли на орбитальную станцию и обратно. Какие-либо серьезные маневры в космосе они проводить не в состоянии.

Новый китайский корабль относится к совершенно другому классу кораблей — лунных. Он способен выйти на орбиту Луны и затем вернуться с нее на Землю. Для этого требуется отработать очень большой импульс, минимум 1500-1600 метров в секунду. Что требует больших запасов топлива, и такой корабль нужно проектировать с учетом этого.

Например, к подобным кораблям относился Apollo, на котором американцы летали к Луне. Посмотрите на его компоновку. Хорошо видно, что баки занимают значительную часть корабля.

Сейчас подобный корабль есть всего один — это американский Orion. Он совершил один испытательный полет в 2014 году. У СССР или России таких кораблей не было и нет. Союз 7К-ЛОК в свое время не создали, корабль «Орел» пока в разработке и полетит не ранее 2023 года.

А вот Китай такой корабль уже испытывает. Согласно официальной информации, проект был закончен в 2013 году. В 2015 году начались испытания его трехкупольного парашюта, а в 2016 году проведены летные испытания уменьшенного спускаемого аппарата нового корабля.

Назначение корабля китайцы не скрывали. Вот как его описал один из разработчиков китайской космической программы Чжан Бонань:

В настоящее время из зарубежных пилотируемых космических кораблей, только космический аппарат NASA Orion имеет возможность обеспечения лунной экспедиции. Следующее поколение наших пилотируемых космических кораблей будет выполнять полеты как на околоземную орбиту, так и осуществлять пилотируемые лунные миссии.

6 мая 2020 года первый прототип отправился в полет. На орбиту корабль массой 21,6 тонн вывела тяжелая ракета CZ-5B.

Главной задачей корабля было испытание двигательной установки. Несколькими коррекциями он поднял апогей своей орбиты до 6285 километров — это почти на 500 километров выше, чем летал в декабре 2014-го Orion.

Редкий корабль так глубоко проникал в радиационные пояса Земли, где дозы излучения для людей уже опасны. Для эксперимента на корабль поместили семена для изучения воздействия радиации.

Также был проведен эксперимент по 3D-печати в невесомости:

В конце полета корабль отработал тормозной импульс и пошел на посадку. Общее изменение скорости составило минимум 1450 метров в секунду — а значит, он уже способен на маневры достаточной мощности для лунной миссии.

Небольшое открытие было сделано, когда Китай опубликовал фотографии корабля после посадки.

Судя по всему, для него применили одноразовое абляционное покрытие. То есть и он сам — одноразовый. Видимо, китайцы решили, что многоразовость кораблей для полетов к Луне не важна.

Нужно признать, что испытания корабля прошли успешно. Собственно, все, чего сейчас не хватает Китаю для осуществления лунной экспедиции — это сверхтяжелого носителя. Над ним они сейчас и работают.

Концепций сверхтяжелой ракеты для отправки корабля к Луне было озвучено несколько: видимо, идет определенная борьба между конструкторскими бюро. Но работа над носителем гарантировано идет. Первый китаец должен ступить на Луну в 2030 году. За десять лет можно и создать сверхтяжелый носитель, и построить под него стартовый комплекс, и провести его испытания. Китайцы несколько осторожничают, говоря о сроках — видимо из-за того, что также начинают программу создания тяжелой орбитальной станции (аналога «Мира»), и часть ресурсов будет брошена на нее.

Также нужно отметить, что у Китая сегодня — самая серьезная программа исследования Луны беспилотными средствами. Именно Китай стал первой страной, что посадила свои станции на Луну после 1976 года — и на данный момент остается третьей и последней: в апреле 2019 года израильский «Берешит» разбился при посадке, та же судьба постигла и индийский «Чандраян-2» в сентябре.

В то время как китайцы в январе 2019-го посадили луноход на обратную сторону Луны, где тот продолжает работать до сих пор. А в этом году планируется еще один полет: автоматическая станция «Чанъэ-5» должна будет слетать туда и вернуться обратно, доставив на Землю лунный грунт. Концепция этой АМС самая сложная в истории и, что немаловажно, в основных элементах отрабатывает схему прилунения пилотируемого корабля.

Так что вполне может быть, что следующий «маленький шаг одного человека» на поверхность Луны станет именно китайским.