Детеныши птерозавров оказались способны к активному полету вскоре после вылупления

Британские палеонтологи проанализировали ископаемые остатки детенышей и взрослых особей птерозавров и пришли к выводу, что детеныши могли активно летать практически сразу после вылупления. Результаты исследования опубликованы в журнале Scientific Reports.

Существует три точки зрения на способность детенышей птерозавров к полету. Первая состоит в том, что они были способны к машущему полету вскоре после вылупления. Вторая точка зрения гласит, что молодые птерозавры начинали активно летать только при достижении 50 процентов от размера тела взрослой особи. Последняя точка зрения заключается в том, что детеныши были способны только к планированию, как современные белки-летяги.

У большинства летающих позвоночных детеныши долго не способны к активному полету. Только птенцы некоторых сорных кур (Megapodiidae) могут летать вскоре после выхода из яйца. Поэтому можно было бы предположить, что и детеныши птерозавров не могли активно летать после вылупления.

Даррен Нэйш (Darren Naish) из Саутгемптонского университета возглавил команду британских палеонтологов для проверки способности к полету детенышей птерозавров. Исследователи изучили окаменелости только что вылупившихся детенышей и взрослых особей двух видов птерозавров — Pterodaustro guinazui и Sinopterus dongi. Один из исследованных образцов ранее был описан как отдельный вид — Nemicolopterus crypticus. Но Даррен Нэйш с коллегами пришли к выводу, что на самом деле окаменелости принадлежат детенышу S. dongi.

Для начала палеонтологи рассчитали массу тела и площадь крыльев изучаемых образцов, используя уравнения, связывающие эти параметры с размахом крыльев. Затем ученые при помощи программы для моделирования полета птиц рассчитали аэродинамическое качество (glide ratio; равно отношению пройденного расстояния к потерянной высоте) детенышей птерозавров и сравнили его с таковым у современных планирующих животных, таких как белки-летяги и летучий дракон. Оказалось, что аэродинамическое качество детенышей птерозавров составляло от 10,2 до 13,2, в то время как у планирующих животных — 2–4,7. Это означает, что дальность полета у детенышей птерозавров была гораздо выше.

Также ученые рассчитали удлинение крыла (aspect ratio; равно отношению размаха крыльев к средней ширине крыла) детенышей птерозавров, которое составляло от 6,1 до 6,5. У планирующих животных удлинение крыла находится в диапазоне 1,2–⁠2,3, в то время как у птиц — 5–12. Из этого следует, что крылья детенышей птерозавров больше подходят для активного полета, нежели для планирования.

Затем исследователи провели анализ прочности плечевых костей детенышей птерозавров. Оказалось, что прочность костей детенышей сравнима с таковой у взрослых особей. Это также подтверждает способность детенышей птерозавров к активному полету.

Авторы работы отмечают, что один и тот же вид птерозавров мог занимать разные экологические ниши на протяжении онтогенеза, так как характеристики полета детенышей и взрослых — особенно у крупных видов — сильно отличались. Детенышам было гораздо легче маневрировать, поэтому они могли жить в лесу и охотиться на насекомых, а с возрастом постепенно переходили на открытые местообитания.

В первоначальной версии заметки glide ratio было переведено как «качество планирования», но более корректный перевод этого термина — «аэродинамическое качество». Заметка исправлена.

Недавно N + 1 рассказывал об открытии необычного птерозавра Kunpengopterus antipollicatus, у которого на передних конечностях был противопоставленный палец. Такое строение конечности может свидетельствовать о древесном образе жизни этого птерозавра.

Физики вычислили частоту дыхания платеозавра