Палеонтологи описали птерозавра с противопоставленным большим пальцем на крыле

Палеонтологи обнаружили самого древнего обладателя противопоставленного большого пальца. Им оказался мелкий птерозавр Kunpengopterus antipollicatus из поздней юры Китая. Первый палец на крыле этого вида был противопоставлен остальным и, вероятно, помогал крепко обхватывать ветви. Данная анатомическая черта свидетельствует о древесном образе жизни и способностях к лазанию. Описание находки опубликовано в статье для журнала Current Biology.

Птерозавры правили небесами около 160 миллионов лет — с позднего триаса до конца мела. За это время среди них появились виды, занявшие множество экологических ниш: от мелких охотников на насекомых и длинноклювых аналогов куликов до гигантских парителей, которые могли поедать даже мелких динозавров. Скорее всего, среди птерозавров были и виды, которые, подобно многим современным птицам, жили в древесных кронах, — однако до сих пор у специалистов не было ископаемых, убедительно подтверждающих эту гипотезу.

Найти их удалось команде палеонтологов, которую возглавлял Сюаньюй Чжоу (Xuanyu Zhou) из Китайского геологического университета. В ходе работ на формации Тяоцзишань (Tiaojishan Formation) на северо-востоке Китая они обнаружили почти полный скелет птерозавра возрастом 161-158 миллионов лет. Он был совсем небольшим, с размахом крыльев, равным 85 сантиметрам. Судя по строению черепа и некоторых других костей, он относился к роду Kunpengopterus, в который ранее включали единственный вид K. sinensis, описанный в 2010 году.

Одна черта, впрочем, заметно отличала находку от K. sinensis и других птерозавров. У большинства известных к настоящему времени представителей этой группы на передних конечностях было по четыре пальца — очень длинный четвертый поддерживал мембрану крыла, а остальные три были небольшими и отличались друг от друга лишь количеством фаланг (единственное исключение — никтозавриды (Nyctosauridae), которые утратили все пальцы передних конечностей кроме четвертого). Однако у экземпляра, который обнаружили Сюаньюй Чжоу и его коллеги, первый палец крыла был противопоставлен остальным — как большой палец человека.

Основываясь на этой уникальной анатомической особенности, исследователи пришли к выводу, что перед ними представитель нового для науки вида (к которому также отнесли еще один экземпляр — неполный скелет самки с двумя яйцами внутри тела). Он получил латинское имя Kunpengopterus antipollicatus. Видовое название этого таксона в переводе с древнегреческого означает «обладающий противопоставленным большим пальцем».

Противопоставленный палец — довольно редкая анатомическая черта. В большинстве случаев она представляет собой адаптацию к древесному образу жизни: конечностью, оснащенная таким пальцем, позволяет крепко обхватывать ветви и стволы. Неудивительно, что среди современных животных она наиболее характерна для приматов. Особенности строения скелета и мелкие размеры K. antipollicatus свидетельствуют, что он также мог вести древесный образ жизни — например, лазать в кронах в поисках насекомых или подвешиваться к ветвям вниз головой.

В попытке подтвердить это предположение, Сюаньюй Чжоу с соавторами проанализировали особенности строения 156 видов млекопитающих, птиц и рептилий, включая 25 видов птерозавров. Оказалось, что оба вида из рода Kunpengopterus с анатомической точки зрения близки к древесным кенгуру, ленивцам и древесным ящерицам. Это значит, что они с высокой вероятностью вели древесный образ жизни. В то же время их ближайшие сородичи, мелкие птерозавры Darwinopterus и Wukongopterus, скорее были приспособлены к хождению по земле. Учитывая, что представители всех трех родов соседствовали в субтропических лесах Китая в начале поздней юры, они, возможно разделили между собой экологические ниши: одни освоили древесный полог, а другие предпочитали кормиться на земле. При этом некоторые другие виды птерозавров, судя по результатам анализа, также умели лазать по деревьям — например, мелкий Vesperopterylus из раннемеловых отложений Китая, которого уже подозревали в древесном образе жизни.

Происхождение птерозавров окутано тайной. Предки этих крылатых рептилий остаются неизвестными — однако недавно палеонтологам удалось установить их ближайших родственников. Оказалось, что сестринской группой по отношению к птерозаврам являются лагерпетиды — нелетающие рептилии, жившие в триасовом периоде.

Пол гоминин возрастом более двух миллионов лет установили по белкам зубной эмали