Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В средние века многие правители сталкивались с нехваткой средств, необходимых для завоевательных походов. И многие поддавались соблазну девальвировать деньги, ходившие в их стране, чтобы расплатиться с войсками. Иногда это приносило успех, но чаще провоцировало крупные мятежи среди подданных. Девальвация 1585 года, которую предпринял султан Османской империи Мурад III, — наглядное тому подтверждение. Историк Артем Ефимов, автор телеграм-канала «Пиастры!», рассказывает об этом событии и его последствиях.
Один из ключевых эпизодов истории денег в Османской империи — девальвация османских денег в 1585 году, при скандальном султане Мураде III.
Основой денежного обращения в балканской и анатолийской части Османской империи был серебряный акче. Из 100 дирхамов (чуть больше 320 г) серебра до 1585 года чеканили 450 акче.
Мурад III непрестанно воевал, и ему вечно не хватало денег. Между тем, снабжение армии обходилось все дороже: во-первых, до Османской империи докатилась из Европы «революция цен», а во-вторых, оттуда же пришла «военная революция» — широкое распространение огнестрельного оружия.
Мурад III пошел на девальвацию денег: повелел чеканить из 100 дирхамов 800 акче вместо 450. Официальный курс акче к венецианскому золотому дукату был соответствующим образом изменен — с 60 до 120 акче за дукат. А вот жалованье янычарам, выплачиваемое из казны, было оставлено прежним.
В 1589 году янычары восстали. Они потребовали не только повышения жалованья, но и смерти двух чиновников, ответственных за девальвацию, — казначея Махмут-эфенди и бейлербея Румелии (генерал-губернатора Балкан) Мехмет-паши. Султан вынужден был подчиниться. Жалованье янычарам повысили, Махмут-эфенди и Мехмет-пашу отдали на растерзание толпе.
Это было далеко не первое восстание янычар из-за жалованья, но первый случай, когда по их требованию лишали жизни приближенных султана. С тех пор угроза янычарского мятежа стала важнейшим ограничителем султанской власти. В 1622 году в результате очередного такого мятежа был убит султан Осман II, в 1623-м — свергнут Мустафа I.
Историку денег во всем этом любопытно вот что. Любая власть, за исключением разве что венецианских дожей, сталкивается с соблазном девальвации: наделай денег по пониженному стандарту, снаряди армию — и воюй пока воюется. Будешь хорошо воевать — военная добыча перекроет обесценение денег и инфляцию. Рано или поздно с последствиями твоей финансовой безответственности кому-то придется иметь дело, но ты надеешься, что уж ты-то проскочишь и эта проблема останется твоим преемникам.
Султан Мехмед II Завоеватель в XV веке девальвировал османские деньги чуть ли не каждые десять лет (хотя, разумеется, не так резко, как Мурад III), но ему за это почти ничего не было. Точно так же в начале XVIII века в России Петр I во все лопатки девальвировал рубль и то и дело сталкивался с восстаниями, но армия была ему неизменно верна, и он со всем справлялся. А вот отец Петра Алексей Михайлович после девальвации 1656 года не смог сладить с бунтом московского люда и вынужден был откатить свою денежную реформу. В том ли дело, что Мехмед и Петр — сильные лидеры, а Мурад и Алексей — слабаки? Хороший вопрос.