Астрономы отыскали космическую «Малину»

Этот остаток сверхновой

Астрономы при помощи радиотелескопа ASKAP обнаружили новый остаток сверхновой в Млечном Пути, который назвали «Малина». Вблизи центра видимой оболочки с нитевидной структурой находится точечный источник, который может быть нейтронной звездой. Статья опубликована в журнале Research Notes of the AAS

Остатки сверхновых важны для астрофизиков по двум основным причинам. Первая заключается в исследовании физических процессов, ответственных за вспышки сверхновых, включая коллапсы ядер массивных звезд, а также взрывы звезд в двойных системах. Вторая заключается в отслеживании путей генерации различных химических элементов и их распределения в галактиках. При этом существует значительный недостаток в числе наблюдаемых в Млечном Пути остатков сверхновых по сравнению с теоретическими предсказаниями — к настоящему времени известно немногим более трехсот подобных объектов.

Санья Лазаревич (Sanja Lazarević) из Университета Западного Сиднея вместе с коллегами сообщила о случайном обнаружении нового кандидата в галактический остаток сверхновой G308.73+1.38, которой неофициально назвали «Малина». Он был найден в данных обзора неба EMU (Evolutionary Map of the Universe), проводимого при помощи наземного радиотелескопа ASKAP, ученые также просмотрели архивные данные наблюдений инфракрасного телескопа WISE.

«Малина» обладает диаметром 32,5–98 световых лет и располагается на удалении в 10–16 тысяч световых лет от Солнца, на ближней стороне спирального рукава Щита — Центавра. Она похожа на типичный остаток сверхновой с оболочкой (shell-type SNR), при этом излучение, исходящее из видимой в радиодиапазоне и невидимой в инфракрасном диапазоне оболочки, имеет полностью нетепловой характер и объясняется синхротронным излучением ультрарелятивистских частиц в ударной волне. Внутри оболочки видна нитевидная структура, а вблизи центра остатка наблюдается точечный источник излучения, который может быть нейтронной звездой, родившейся в ходе вспышки. В дальнейшем «Малина» станет целью наблюдений в рентгеновском и других электромагнитных диапазонах.

Ранее мы рассказывали о том, как выглядит остаток сверхновой в соседней галактике на снимке «Джеймса Уэбба».

Найденного TESS кандидата в экзопланету-сироту объяснили звездной вспышкой