Она вспыхнула в 1987 году
Инфракрасный космический телескоп «Джеймс Уэбб» получил изображение остатка сверхновой 1987A в Большом Магеллановом Облаке. На снимке заметны ранее не наблюдавшиеся серповидные структуры из газа, выброшенного при взрыве звезды, сообщается на сайте телескопа.
Сверхновая 1987A вспыхнула 23 февраля 1987 года в галактике-спутнике Млечного Пути Большое Магелланово Облако из-за коллапса ядра голубого сверхгиганта в туманности Тарантул, являющейся огромной областью звездообразования. Она стала самым близким подобным катаклизмом из всех наблюдавшихся с момента изобретения телескопа, кроме того, от вспышки были впервые зарегистрированы нейтрино. Разлетающиеся фрагменты звезды наблюдаются уже более 40 лет при помощи различных наземных и космических телескопов.
Новое изображение остатка сверхновой было получено при помощи камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam и набора узкополосных фильтров. Центральная часть туманности заполнена плотными комками газа и пыли, считается, что в ней находится плерион и связанная с ним нейтронная звезда. Затем идет яркое кольцо, возникшее из вещества звезды, выброшенного перед взрывом. Оно содержит горячие точки, образованные взаимодействием околозвездного вещества с ударной волной.
Еще дальше видны не наблюдавшиеся ранее небольшие серповидные структуры, содержащие выброшенный при взрыве газ, а в самых внешних частях остатка заметны два тусклых кольца — световое эхо от вспышки, возникшее на газопылевых облаках в окрестностях остатка. В дальнейшем «Джеймс Уэбб» продолжит исследование остатка 1987A при помощи инструментом NIRSpec и MIRI, чтобы узнать больше о строении туманности и подтвердить наличие в ней нейтронной звезды.
Ранее мы рассказывали о том, как астрономы рассмотрели остаток сверхновой 1987A в FM-диапазоне.
На это указали свойства новых представителей этого типа звезд
Астрономы при помощи космического телескопа Gaia обнаружили 175 убегающих звезд Млечного Пути, из которых 87 были опознаны впервые. Свойства звезд говорят о том, что они могли быть в прошлом выброшены из плотных ядер звездных скоплений из-за динамических взаимодействий нескольких тел. Статья опубликована в журнале Astronomy&Astrophysics. Массивные OB-звезды ранних спектральных классов представляют собой самые яркие звезды Млечного Пути, которые используются для изучения кинематики и динамики молодого звездного населения галактики, химического обогащения межзвездной среды и влияния вспышек сверхновых и звездных ветров на нее. При этом среди таких звезд немало убегающих светил, движущихся с аномально большими скоростями относительно окружающей среды: более тридцати процентов звезд О-типа и около 5–10 процентов звезд B-типа. Есть два потенциальных механизма формирования убегающих звезд, первый заключается в выбросе звезды из ядра скопления в ходе взаимодействия трех и более тел. Второй предполагает взрыв сверхновой в двойной системе, что ведет либо к получению дополнительного импульса всей двойной системой, содержащей теперь компактный объект, либо к выбросу второй звезды прочь. Группа астрономов во главе с Маром Карретеро Кастрильо (Mar Carretero Castrillo) из Института космических наук Университета Барселоны сообщила об открытии большого числа новых убегающих звезд О- и В-типов в Млечном Пути в ходе анализа данных каталога Gaia EDR3 космического телескопа Gaia и каталогов галактических звезд GOSC и BeSS. Ученые обнаружили 106 убегающих звезд О-типа, 42 из которых ранее не были идентифицированы как объекты такого рода, и 69 убегающих звезд Be-типа, 47 из которых также опознаны впервые. Большинство этих светил одиночные, за исключением семи рентгеновских двойных и одной гамма-двойной системы. Процент убегающих звезд от общего количества светил в каталогах составляет 25,4 процента для звезд О-типа, а для звезд Ве-типа — 5,2 процента. Это, а также более высокие скорости звезд O-типа по сравнению с убегающими звездами Be-типа, говорит в пользу большей применимости модели выброса из-за динамических взаимодействий по сравнению с моделью сверхновой. Будущие обновления каталога данных Gaia позволят увеличить число известных убегающих звезд Млечного Пути. Ранее мы рассказывали о том, как сверхмассивная черная дыра Млечного Пути разлучила звездную пару.