Астрономы отыскали самый крупный протопланетный диск

Он виден с ребра

Астрономы подтвердили, что обнаружили новый видимый с ребра протопланетный диск, который богат газом. Он стал крупнейшим объектом такого рода из известных. В нем находится протозвезда, а также может формироваться крупная планета. Статья опубликована в журнале Astrophysical Journal Letters.

Видимые с ребра или под большим наклоном с точки зрения земного наблюдателя протопланетные диски у других звезд играют важную роль в проверке моделей планетообразования, так как эффективно затеняют родительскую звезду облаками пыли и газа, позволяя напрямую проследить вертикальную структуру диска.

Группа астрономов во главе с Кристиной Монш (Kristina Monsch) из Гарвард-Смитсоновский центра астрофизики сообщила, что обнаружила крупнейший протопланетный диск IRAS 23077+6707, которому дали неофициальное название «Чивито Дракулы». Он был случайно открыт в 2016 году по данным наземной оптической системы Pan-STARRS в области звездообразования в созвездии Цефея и долгое время не попадал в поле интереса у ученых. Теперь же исследователи более подробно проанализировали данные наблюдений за ним не только телескопов Pan-STARRS, но и наземного субмиллиметрового радиотелескопа SMA, чтобы определить его свойства.

IRAS 23077+6707 выглядит как яркая биполярная туманность, в которой есть темная центральная полоса, соответствующая плоскости диска, наблюдаемого почти с ребра (под углом 80 градусов). Если учесть, что расстояние от Солнца до области звездообразования составляет 180–800 парсек, то физический радиус диска составит несколько тысяч астрономических единиц. В центре диска находится молодой звездный объект класса II. Сам диск очень богат газом, при этом излучение газа и пыли наблюдается в схожих масштабах, что нетипично — в других молодых дисках разница в соотношении радиусов богатой газом части диска к диску составляет порядка двух и более раз.

Пока что неясно, что порождает асимметрию яркости западной и восточной частей туманности. Это может быть как эффект, вызванный геометрией наблюдений, так и указание на наличие внутреннего смещенного диска, возникающего при формировании крупной планеты. Дальнейшие наблюдения помогут разобраться в этой проблеме.

Посмотреть на другую видимую с ребра зарождающуюся планетную систему в туманности Ориона, которую сфотографировал «Джеймс Уэбб», можно здесь.

Астрономы обнаружили землеподобную экзопланету с умеренным климатом у близкой звезды