«Джеймс Уэбб» разглядел одинокую зарождающуюся планетную систему

Он находится в туманности Ориона

Космический инфракрасный телескоп «Джеймс Уэбб» получил изображение изолированного протопланетного диска Orion 294-606 в туманности Ориона. Он в пять раз шире орбиты Нептуна, а из вещества диска может сформироваться планетная система. Об этом рассказал сотрудник научной рабочей группы обсерватории Марк МакКориан (Mark McCaughrean) в твиттере.

Большая туманность Ориона представляет собой уникальный объект для изучения физических процессов, связанных с формированием звезд и планет. Это ближайшая к Земле область звездообразования, которую можно увидеть невооруженным глазом. Она содержит одно из самых молодых звездных скоплений, которое богато на объекты самых разных масс — от звезд до субзвездных объектов. Кроме того, в туманности наблюдается множество молодых звездных объектов и звезд, окруженных дисками из газа и пыли. Большую роль в исследовании туманности сыграл космический телескоп «Хаббл», который также обнаружил ряд силуэтных околозвездных дисков (silhouette disks), заметных из-за поглощения ими излучения от фоновых ярких областей ионизированного газа.

Один из изолированных силуэтных дисков под обозначением Orion 294-606 стал целью наблюдений для космического телескопа «Джеймс Уэбб». Он был обнаружен в 2000 году космическим телескопом «Хаббл» и находится на расстоянии 1400 световых лет от Солнца. Наблюдения за ним велись при помощи камеры ближнего инфракрасного диапазона NIRCam и узкополосного водородного фильтра.

Система видима с ребра и содержит молодую звезду, возрастом около 1 миллиона лет, окруженную плотным газопылевым диском, из вещества которой могут формироваться планеты. Диаметр диска оценивается в триста астрономических единиц, что в пять раз шире орбиты Нептуна, он поглощает большую часть излучения звезды, однако «Джеймс Уэбб» увидел рассеянное на пыли излучение от полярных областей звезды, образующее две небольшие отражательные туманности.

Ранее мы рассказывали, как «Джеймс Уэбб» разглядел протозвезды в пылевых коконах в туманности Ориона.

Астрономы впервые отследили звездные ветра от солнцеподобных звезд