Что наблюдать на небе в октябре: противостояние Марса и метеорные потоки

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Главное астрономическое событие октября — это, безусловно, противостояние Марса. Условия наблюдения красной планеты для жителей средних широт в этот раз существенно лучше, чем во время великого противостояния 2018 года, поэтому имеет смысл посвятить охоте за Марсом несколько ночей. Кроме того, по вечерам еще можно полюбоваться Юпитером и Сатурном, по утрам — Венерой, а также попробовать посчитать метеоры потоков Дракониды и Ориониды.

Противостояние Марса 13 октября — одно из главных астрономических событий этого года. Красная планета окажется на противоположной стороне по отношению к Солнцу (иначе говоря, Земля будет точно между Солнцем и Марсом), а, значит, будет видна всю ночь.

Даже в условиях городской засветки Марс будет бросаться в глаза. Уже сейчас его блеск составляет −2,7 звездной величины, а это значит, что Марс в три раза ярче Сириуса — самой яркой звезды на небе, и ярче самой большой планеты Солнечной системы — Юпитера. Наблюдать Красную планету можно среди неярких звезд созвездия Рыб. После захода Солнца Марс виден над восточной стороной неба, ближе к полуночи он поднимается на максимальную высоту, перемещаясь в южную часть небосвода.

Для жителей средних широт северного полушария Земли противостояние 2020 года особенное. Его нельзя отнести к великим, каким было противостояние 2018 года, но условия видимости Марса для нас существенно лучше, чем два года назад — а значит, и рассмотреть на его диске можно гораздо больше деталей. Дело в том, что планета намного выше поднимается над горизонтом, чем во время противостояния 2018 года, совпавшего, кстати, с полным лунным затмением. Максимальную высоту Марса над горизонтом, в зависимости от широты места наблюдения можно приблизительно определить так: 90 градусов минус географическая широта плюс еще пять градусов. Весьма хороший результат, если принять во внимание, что в 2018 году максимальная высота была на 30 градусов меньше.

Видимый диаметр Марса составит 22,5 секунды дуги, что лишь на 1,8 секунды меньше, чем во время великого противостояния в 2018 году — примерно на эту же сравнительную величину меняется видимый диаметр Луны в зависимости от расстояния до нашей планеты. Наблюдаемый диаметр Марса почти в два раза меньше, чем у Юпитера, но, в отличие от последнего, на Марсе можно рассмотреть крупные детали поверхности. Это интересная, но в то же время достаточно сложная для наблюдений планета.

В телескоп Марс виден как рыжеватый диск с темными пятнами и белой полярной шапкой. Наблюдая его в телескоп, дождитесь момента спокойствия атмосферы — и увиденное вас не разочарует. Астрофотографы также могут потратить несколько ночей для того, чтобы сделать несколько последовательных снимков Красной планеты. А еще интересно будет сфотографировать Марс в октябре и продолжить делать его «портреты» следующие несколько месяцев — так вы убедитесь в том, насколько динамично меняется его яркость и видимый диаметр по мере удаления от Земли.

От Юпитера до Венеры

Время наблюдения Юпитера сокращается, но его все еще можно увидеть в созвездии Стрельца сразу после захода Солнца невысоко над южным горизонтом. Угловой диаметр самой большой планеты Солнечной системы уменьшается от 40,5 до 37 секунд дуги при блеске около −2,1 звездной величины. В телескоп в условиях хорошей видимости можно наблюдать детали атмосферы газового гиганта, а четыре самых ярких спутника различимы даже в бинокль.

Самый яркий объект слева от Юпитера — это Сатурн. В небольшой телескоп можно наблюдать его кольца и спутник Титан, а также некоторые другие наиболее яркие спутники. Видимые размеры системы колец планеты составляют в среднем 40×15 секунд дуги при наклоне к наблюдателю 23 градуса.

Уран и Нептун различимы только в телескоп, зато наблюдаются всю ночь — Уран южнее альфы Овна, звезды Хамаль, Нептун вблизи от звезды фи Водолея. Чтобы разглядеть диски этих планет — их видимый диаметр 3,5 и 2,4 секунды дуги соответственно — потребуется телескоп с диаметром объектива от 200 миллиметров.

А утром, перед рассветом, наступает время Венеры — период ее видимости постепенно сокращается, видимый диаметр уменьшается, а фаза увеличивается. Ее можно попытаться найти и на дневном небе в первой половине дня. При этом нужно соблюдать необходимые меры предосторожности, чтобы в поле зрения вашего оптического прибора случайно не попало яркое Солнце. Облегчить поиск планеты на дневном небе может Луна, которая 14 октября будет находиться рядом с Венерой. Венера удаляется от Земли и ее видимый диаметр уменьшается, а фаза увеличивается.

Ожидать ли сюрпризов от Дракона и Ориона?

7-9 октября максимума активности достигнет метеорный поток Дракониды. Он связан с кометой 21P/Джакобини — Циннера и отличается нестабильной, переменной активностью — так, в 1933 и 1946 году наблюдались настоящие метеорные ливни с несколькими тысячами метеоров в час, в 2011 году активность потока составила 300 метеоров в час, но в остальные годы, как правило, зенитное часовое число потока едва доходило до 20, а то и до 10. Однако в этом году Международная метеорная организация ожидает от Драконид несколько большей активности, чем обычно: согласно расчетам, Земля пройдет недалеко от двух облаков пыли, оставленных кометой в 1704 и 1711 году. Лучше всего наблюдать Дракониды вечером, когда радиант потока высоко над горизонтом. Чем дальше вы будете при этом от засветки — тем лучше.

21 октября ожидается максимальная активность метеорного потока Ориониды, связанного с одной из самых известных комет — кометой Галлея. Ловить эти метеоры нужно в предутренние часы над юго-восточным горизонтом. Луна не помешает — она будет близка к фазе первой четверти и уже скроется к этому времени за горизонтом.

Смотрите на небо вместе с

N + 1

! Мы желаем вам ясной погоды и успешных наблюдений.