Раньше на северо-западе Европы таких находок не было
Палеозоологи и археологи проанализировали птичьи остатки, которые они раскопали в бельгийской пещере Складина. На нескольких костях, найденных в неандертальских слоях, они выявили антропогенные следы. Как сообщается в статье из журнала Frontiers in Environmental Archaeology, это первый памятник на северо-западе Европы, в котором археологи обнаружили свидетельства того, что неандертальцы добывали и разделывали птиц.
Долгое время неандертальцев традиционно рассматривали в качестве специализированных охотников на крупных млекопитающих: бизонов, лошадей, оленей и прочих животных, включая огромных прямобивневых слонов. Однако в действительности рацион этих архаичных людей был более разнообразным и скорее зависел от того, насколько были доступны те или иные ресурсы (например, растительная пища или морепродукты).
Среди прочего, находки последних лет из нескольких европейских памятников говорят о том, что порой неандертальцы добывали и разделывали птиц. В частности, кости пернатых с антропогенными следами ученые недавно выявили среди остатков, раскопанных в немецкой пещере Холе-Фельс, португальской пещере Фигейра-Брава и французской пещере Ля-Крузад. Причем неандертальцы ловили птиц не только ради мяса, но и ради когтей и перьев, из которых они, по-видимому, делали украшения.
Квентин Гоффетт (Quentin Goffette) из Королевского бельгийского института естественных наук совместно с коллегами из Бельгии, Великобритании и Франции представил результаты исследования материалов из пещеры Складина — известного неандертальского памятника, открытого в 1971 году на правом берегу реки Маас. В общей сложности ученые выявили среди находок 159 остатков птиц, 119 из которых археологи раскопали в слоях эпохи среднего палеолита, когда пещеру посещали неандертальцы. Еще 40 — в слоях эпохи верхнего палеолита, когда на этих землях уже проживали люди современного анатомического типа.
Исследователи сосредоточили внимание только на 119 находках из неандертальских слоев. По данным ученых, эта коллекция включала остатки как минимум 32 особей, которые относились к 16 таксонам. Как по количеству отдельных костей, так и по минимальному числу особей, которым они принадлежали, среди находок преобладали остатки представителей отряда курообразных (Galliformes): глухаря (Tetrao urogallus), тетерева (Lyrurus tetrix), белой куропатки (Lagopus), серой куропатки (Perdix perdix) и, возможно, некоторых других видов. На втором месте (со значительным отставанием) находки включали остатки представителей отряда гусеобразных (Anseriformes), включая кости белолобого гуся (Anser albifrons).
На восьми остатках ученые выявили антропогенные следы, указывающие на то, что неандертальцы каким-либо способом взаимодействовали с ними. В частности, отметины на костях представителей отряда курообразных и на кости большого баклана (Phalacrocorax carbo) говорят о том, что архаичных люди, вероятно, добыли и разделали этих птиц ради мяса. Кроме того, одна кость глухаря, возможно, использовалась в качестве орудия для работы с мягким материалом (например, с растениями или кожей). Еще одни потенциально антропогенные следы исследователи заметили на когте малого подорлика (Clanga pomarina), однако они менее выражены и их связь с деятельностью архаичных людей еще предстоит подтвердить или опровергнуть.
Находки из пещеры Складина представляют собой первые свидетельства того, что неандертальцы добывали птиц на территории современной Бельгии и северо-западной Европы — примерно в 600 километрах к северу от ближайшего известного памятника, заключили авторы статьи.
Чтобы выяснить, какие следы архаичных людей могут сохраняться на птичьих костях, ученые даже проводят эксперименты. Недавно мы рассказывали, как археологи попробовали приготовить пять птиц по-неандертальски. Ученые ощипали две тушки, а затем разделали их с помощью рук и отщепа. Еще три тушки перед разделкой они пожарили на углях.
Археологи раскопали 31 артефакт из кости и рога
Археологи обнаружили во время раскопок древнеримской виллы в английском графстве Эссекс фрагменты костяных и роговых накладок, которые, по-видимому, первоначально украшали шкатулку. Пластинки богато украшены человеческими фигурами, зооморфными и прочими мотивами, среди которых лучше всего сохранилось изображение женщины. Как сообщается в статье, находки относятся к IV–V векам нашей эры.