В Германии нашли разделанных неандертальцами прямобивневых слонов

Масса этих животных могла достигать 13 тонн

Исследователи обнаружили новые свидетельства того, что жившие около 125 тысяч лет назад неандертальцы употребляли в пищу прямобивневых слонов. Следы разделки огромных животных ученые выявили на останках, раскопанных в местонахождениях Грёберн и Таубах, которые расположены на территории современной Германии. Ранее аналогичные свидетельства тот же исследовательский коллектив обнаружил на слоновьих костях из местонахождения Ноймарк-Норд-1. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

За последние годы появилось множество свидетельств того, что рацион неандертальцев включал самые разнообразные продукты питания: от растительной пищи, крабов и птиц до крупных копытных животных. При этом до сих пор нет полной уверенности в том, могли ли эти архаичные люди охотиться на самых крупных представителей плейстоценовой мегафауны — мамонтов и слонов. Однако недавно исследователи повторно изучили многочисленные останки прямобивневых слонов (Palaeoloxodon antiquus) из немецкого местонахождения Ноймарк-Норд-1, расположенного в федеральной земле Саксония-Анхальт. На костях животных, масса которых могла достигать 13 тонн, ученые обнаружили многочисленные следы от каменных орудий. Они пришли к выводу, что около 125 тысяч лет назад неандертальцы охотились на этих слонов, причем предпочитали выбирать в качестве добычи одиноких взрослых самцов.

Забина Гаудзински-Виндхойзер (Sabine Gaudzinski-Windheuser) из Центра археологических исследований и Музея эволюции человеческого поведения в замке Монрепос совместно с коллегами из Германии и Нидерландов на этот раз исследовала останки прямобивневых слонов из двух других немецких местонахождений: Грёберн (Саксония) и Таубах (Тюрингия), которые расположены чуть более чем в 50 километрах от Ноймарк-Норда и датируются примерно тем же временем. В Грёберне еще в 1987 году во время добычи бурого угля нашли почти полный скелет прямобивневого слона, рядом с костями которого лежали 26 кремневых артефактов. В Таубахе же с XIX века раскопали кости нескольких десятков слонов, а также каменные орудия и прочие следы жизнедеятельности древних людей.

Исследователи отметили, что скелет из Грёберна принадлежал взрослому самцу 35–40 лет, высота которого в холке достигала примерно 4,2 метра. Судя по расположению костей, его туша была расчленена. Более того, на останках присутствуют многочисленные следы от орудий. Так, по-видимому, голову животного отделили от тела, чтобы добраться до мозга. Порезы присутствуют на разных частях туши и говорят о том, что древние люди разделали ее ради мяса, жира и внутренних органов. В дополнение к порезам, сделанным людьми, ученые также заметили, что хвост слона погрызло какое-то плотоядное животное.

На 17 костях из Таубаха исследователи также зафиксировали следы от каменных орудий. Среди прочего, порезы свидетельствовали о том, что, помимо мяса, неандертальцев интересовали головной мозг, язык и жировые подушки со слоновьих стоп. Как и в случае с животным из Грёберна, на костях из Таубаха присутствовали погрызы животных. Ученые заключили, что находки из Грёберна и Таубаха, как и из Ноймарк-Норда, говорят о том, что у неандертальцев был доступ к свежим тушам животных, до которых они добирались раньше, чем другие падальщики. Но в отличие от Ноймарк-Норда, по костям из двух рассмотренных местонахождений нельзя сказать, охотились ли архаичные люди на этих животных или нет.

По данным ученых, одна особь массой десять тонн могла бы обеспечить взрослых неандертальцев примерно 2500 ежедневными порциями еды, энергетической ценностью примерно в 4000 килокалорий. При этом остается непонятно, что архаичные люди делали со столь большой добычей. С одной стороны, возможно, они умели заготавливать впрок мясо и жир и месяцами жить на стоянке, разбитой рядом с запасами пищи. А с другой — они могли объединяться в крупные коллективы, когда появлялось много добычи. Однако ни первую, ни вторую гипотезу (ни их комбинацию) нельзя подтвердить с помощью археологических данных.

Неандертальцы охотились и на других опасных животных. Например, недавно мы рассказывали, что в Германии обнаружили пещерного льва, которого архаичные люди убили с помощью деревянного копья примерно 48 тысяч лет назад.

Археологи удревнили возраст архаичных людей из памятника Динцунь