Неандертальцы из Комб-Греналя предпочли охоту на открытой местности

К такому выводу пришли ученые, исследовавшие зубы животных

Палеозоологи исследовали зубы оленей и быков, найденные на памятнике Комб-Греналь, который находится на юго-западе Франции. Оказалось, что на протяжении длительного периода от 115 до 43 тысяч лет назад эти животные последние дни или недели своей жизни паслись на участках, похожих на тундру. Это свидетельствует о том, что все это время неандертальцы предпочитали охотиться на открытых пространствах. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале PLoS ONE.

На юго-западе Франции находится крупный археологический памятник эпохи среднего палеолита — Комб-Греналь. Первые исследования этого памятника начались еще в начале XIX века, однако его масштабные раскопки пришлись на 1953–1965 года, когда вскрыли участок общей площадью около 200 квадратных метров. Археологи обнаружили толщу отложений мощностью 13 метров, в которых они выделили 65 слоев (в других источниках — 64), охватывающих период от 150 до 43 тысяч лет назад.

Из-за огромной последовательности отложений, а также богатства находок Комб-Греналь сыграл важную роль в исследованиях среднего палеолита. Археологи еще в середине прошлого века нашли здесь больше 144 тысяч каменных артефактов, 29 неандертальских останков, а также более 12 тысяч фаунистических остатков. Последние включают больше 550 разных особей, относящихся к 27 различным видам животных: лошадей, оленей, косуль, бизонов и прочих. Кроме того, здесь обнаружили небольшое скопление птичьих костей, включая одну концевую фалангу с когтем, принадлежавшую беркуту. По одной из гипотез, возможно, неандертальцы использовали когти хищных птиц в качестве украшений.

Эмиль Берлиоз (Emilie Berlioz) из Кантабрийского университета совместно с коллегами из Франции решил выяснить, чем питались копытные животные, на которых охотились неандертальцы со стоянки Комб-Греналь. Они сосредоточили свое внимание на находках из слоев 4–36 этого памятника. По данным исследователей, слои 36–27 отложились примерно 115–65 тысяч лет назад, слои 26–17 — около 65–60 тысяч лет назад, а слои 16–4 — примерно 60–43 тысячи лет назад, при этом последовательность отложений Комб-Греналь до сих пор должным образом не датирована с помощью радиометрических методов.

Ученые отметили, что в слоях 36–34 наиболее представленным видом животных выступают благородные олени (Cervus elaphus), в слое 33 — быки (Bison priscus и/или Bos primigenius — эти два вида часто сложно отличить друг от друга, поэтому их рассматривают вместе), в слоях с 28 по 17 преобладают северные олени (Rangifer tarandus), а в слоях с 16 по 11 — лошади (Equus) и крупные быки. Для исследования они отобрали 116 зубов благородных оленей, 202 — северных оленей и 50 — степных бизонов и первобытных туров (то есть быков).

В результате исследования ученые обнаружили, что благородные олени из Комб-Греналя питались растениями на открытых пастбищах. Диета северных оленей в конце их жизни состояла из большого количества травянистых однодольных и древесных растений. Схожим было питание и у быков. По данным исследователей, на протяжении продолжительного времени рацион животных существенно не менялся, несмотря на то что, что климат в разные периоды был неодинаковым.

Ученые отметили, что, по всей видимости, в последние недели или дни жизни олени и быки, ставшие добычей неандертальцев, добывали пищу на территории, похожей на тундру, где преобладали травянистые растения и кустарники. Это может говорить о том, что неандертальцам было легче (или привычнее) выслеживать и убивать копытных животных на открытой местности. Похоже, архаичным людям из Комб-Греналя не приходилось перестраиваться на охоту в лесной зоне в ответ на изменение климата.

Ранее на N + 1 рассказывали, что российские археологи изготовили копья по технологии, характерной для неандертальцев. Они сделали остроконечники и прикрепили их к длинным березовым и ивовым древкам, после чего потыкали ими туши быка и барана. Трасологический анализ следов износа показал, что, видимо, неандертальцы использовали такое оружие для контактной охоты.

Археологи нашли охотничий лагерь испанских неандертальцев