В неандертальцах разглядели мукомолов

Остатки перетертых зерен нашли на каменных орудиях из Италии

Группа ученых из Италии, Канады и Кипра исследовала пять каменных артефактов из двух палеолитических стоянок: Рипаро-Бомбрини и Гротта-ди-Кастельчивита. Форма предметов, следы износа и микроостатки растений на их поверхности позволили сделать вывод, что с их помощью древние люди перетирали зерна растений в муку. Один из пяти артефактов принадлежал неандертальцам, жившим около 43–41 тысячи лет назад, а оставшиеся — кроманьонцам, населявшим территорию современной Италии между 41 и 36,5 тысячи лет назад. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary Science Reviews, это первое свидетельство того, что неандертальцы умели делать муку.

Обычно, когда речь заходит о древних охотниках-собирателях, проживавших в Европе в эпоху плейстоцена, то в качестве их основного источника пищи рассматривают крупных травоядных животных, например оленей, лошадей, бизонов, мамонтов и даже огромных прямобивневых слонов. На это указывают как сотни и тысячи костей копытных, найденных на стоянках неандертальцев и кроманьоцев, так и анализы изотопного состава останков самих людей (раз, два).

Однако на самом деле даже рацион неандертальцев был гораздо разнообразнее. Так, в ряде исследований ученые показали, что среди добычи этих архаичных людей оказывались птицы (раз, два), морские рыбы, моллюски, крабы, причем последних они поджаривали на углях. Неандертальцы не брезговали и растительной пищей. Например, на зубах древних людей из бельгийской пещеры Спи, которые жили около 40 тысяч лет назад, ученые обнаружили микроостатки кувшинки белой (Nymphaea alba) и кубышки желтой (Nyphar lutea), а также, возможно, сорго (Sorghum) или близких к нему растений. Более того, в зубном камне ближневосточного неандертальца из пещеры Шанидар (индивид Shanidar-III) содержались гранулы крахмала, указывающие на то, что они принадлежали растениям, которые не меньше 30 минут варились в воде.

Не позднее эпохи верхнего палеолита, когда по миру расселились люди современного анатомического типа, в рацион некоторых охотников-собирателей Евразии вошел важный растительный продукт — мука. На сегодня древнейшие свидетельства этому ученые нашли на каменных орудиях возрастом около 36–38 тысяч лет, раскопанных на стоянке Костёнки-14 (Маркина гора).

В новой работе Марта Марьотти Липпи (Marta Mariotti Lippi) из Флорентийского университета совместно с коллегами из Италии, Канады и Кипра исследовала каменные орудия, найденные на двух итальянских стоянках Рипаро-Бомбрини (Лигурия) и Гротта-ди-Кастельчивита (Кампания). Из первого памятника ученых заинтересовали три артефакта. Один из них происходил из мустьерского (неандертальского) слоя возрастом 41–43 тысячи лет, два других — из слоев с протоориньякскими (кроманьонскими) орудиями возрастом от 36,5 до 41 тысячи лет. Еще два артефакта нашли на памятнике Гротта-ди-Кастельчивита в протоориньякском слое, относящемся примерно к 40 тысячам лет назад.

Отобранные для анализа артефакты существенно отличались друг от друга по размеру и массе. Так, размеры неандертальского орудия составляли 90×71×22 миллиметра, а масса — 160 грамм. Кроманьонские артефакты были значительно больше, достигая размеров от 114×97×67 до 150×88×69 миллиметров и массы от 248 до 1370 грамм.

Следы износа на этих предметах позволили ученым предположить, что с их помощью древние люди перетирали растения. На всех орудиях также присутствовали микроостатки растений — зерна крахмала и фитолиты. Больше всего (n = 211) крахмальных зерен содержалось на протоориньякском орудии из памятника Рипаро-Бомбрини. Существенно меньше, но все же заметное количество, зерен крахмала присутствовали на неандертальском орудии (n = 29), а также на протоориньякском инструменте из Гротта-ди-Кастельчивита (n = 36). На двух других артефактах присутствовали всего несколько крахмальных зерен. Фитолиты же были редки на всех пяти орудиях.

Проанализировав эти микроостатки, ученые пришли к выводу, что все пять орудий использовались для производства муки. К сожалению, в большинстве случаев принадлежность крахмальных зерен к какому-то конкретному растению установить не удалось. Однако некоторые остатки на неандертальском и трех кроманьонских орудиях похожи на перетертые зерна растений из трибы просовых (Paniceae) или семейства гречишных (Polygonaceae).

На двух кроманьонских артефактах исследователи разглядели крахмальные зерна, которые, возможно, относятся к злаковым растениям из триб просовых, костровых (Bromeae) или коротконожковых (Brachypodieae). Ученые предположили, что в этих случаях есть вероятность, что находки представляют собой остатки ячменя (Hordeum).

Исследователи заключили, что полученные данные указывают на то, что неандертальцы, жившие около 43–41 тысячи лет назад, умели изготавливать муку. Ранее считалось, что этим навыком обладали только люди современного анатомического типа. Более того, крахмальные зерна из двух изученных итальянских памятников, расположенных примерно в тысяче километрах друг от друга, свидетельствуют о том, что в эпоху верхнего палеолита, когда на Апенниском полуострове проживали уже только кроманьонцы, знания о методах производства муки, по-видимому, уже были широко распространены.

Неандертальцы умели делать и более сложные вещи. Так, в недавнем исследовании ученые пришли к выводу, что между 80 и 45 тысячами лет назад архаичные люди, населявшие Центральную Европу, изготавливали березовый деготь с помощью достаточно сложной техники — они помещали кору в яму и ограничивали приток кислорода.

Неандертальцев заподозрили в умении прясть