Неандертальцы изготовили березовый деготь по сложной технологии

Похоже, они помещали бересту в яму и ограничивали приток кислорода

Ученые из Германии и Франции исследовали березовый деготь, найденный в местонахождении Кёнихьзауэ в слоях эпохи среднего палеолита. Химические анализы показали, что неандертальцы между 80 и 45 тысячами лет назад получили этот материал с помощью достаточно сложной техники — поместив кору в яму и ограничив приток кислорода. Авторы новой работы, опубликованной в журнале Archaeological and Anthropological Sciences, склоняются к тому, что архаичные люди, вероятно, сами додумались до этого, со временем усовершенствовав более простую технологию.

Березовый деготь представляет собой древнейший искусственный материал, изготовленный человеком, доказательства чему археологи обнаружили в ископаемом виде. На сегодняшний день самые ранние свидетельства, возраст которых, возможно, составляет около 200 тысяч лет, происходят из Италии. Так, в Тоскане исследователи обнаружили два каменных отщепа, которые древние люди (вероятно, ранние неандертальцы или поздние люди гейдельбергские) покрыли смолой.

Известны и другие находки, сделанные на стоянках эпохи среднего палеолита. Например, в местонахождении Кёнихьзауэ, расположенном в Германии, исследователи обнаружили два кусочка березового дегтя, масса которых составляет 1,35 и 0,83 грамма. Их нашли в разных культурных слоях: один — с мустьерскими орудиями, а другой — с микокскими. Возраст находок составляет примерно от 45 до 80 тысяч лет.

В последние годы археологи несколько раз предпринимали попытки, чтобы выяснить, как неандертальцы получали деготь. Так, в одной из работ ученые экспериментально воспроизвели три разных по сложности способа, которые условно можно назвать «куча золы», «рулон в яме» и «выпуклая конструкция». А в другом исследовании археологи во главе с Патриком Шмидтом (Patrick Schmidt) из Тюбингенского университета пришли к выводу, что, возможно, неандертальцы могли получать деготь на открытом воздухе достаточно простым способом. Это заставило исследователей усомниться в том, что производство дегтя подтверждает способности неандертальцев к абстрактному мышлению.

Теперь Шмидт и его коллеги из Германии и Франции провели новое исследование. В его рамках ученые сравнили деготь из Кёнихьзауэ с образцами березовой смолы, полученными пятью различными способами, которые теоретически были доступны неандертальцам.

Инфракрасная спектроскопия указала на то, что, вероятно, неандертальцы пользовались достаточно сложными методами изготовления дегтя, при которых бересту помещали в ямку и создавали условия с низким содержанием кислорода. Об этом же свидетельствовали и результаты другого химического анализа, проведенного с помощью газовой хроматографии — масс-спектрометрии.

При этом ученые задались вопросом, может ли полученный результат отражать то обстоятельство, что деготь несколько десятков тысяч лет был погребен под землю, а не сложность неандертальской техники. Однако обнаруженный в дегте биополимер суберин, который присутствовал только в образцах, полученных в условиях с низким содержанием кислорода, позволил исключить эту возможность. По данным исследователей, это утверждение справедливо для обоих артефактов из Кёнихьзауэ.

Археологи полагают, что достаточно сложная техника, по-видимому, выступает аргументом в пользу того, что когнитивные способности неандертальцев позволяли им это не только придумать, но и, возможно, передавать знания на протяжении очень продолжительного времени. Вместе с тем исследователи допустили возможность того, что теоретически они могли перенять этот способ у сапиенсов, первые из которых оказались в Европе примерно 54 тысячи лет назад, однако прямых подтверждений этому нет.

Сами авторы новой работы склоняются в пользу того, что способ придумали неандертальцы, а если датировка 200-тысячелетних находок из Италии верна, то эти архаичные люди начали пользоваться клеем задолго до наших прямых предков (древнейшие свидетельства использования клея в Африке датируются примерно 70 тысячами лет назад). Археологи предположили, что подземному производству дегтя, видимо, предшествовали более простые методы, поскольку вряд ли неандертальцы придумали эту технику на ровном месте.

Ранее на N + 1 рассказывали о том, на кого охотились разные группы неандертальцев. Так, находки из Португалии указали на то, что порой их добычей становились водоплавающие птицы, а, судя по костям из Германии, порой эти архаичные люди могли добывать огромных прямобивневых слонов.

На орудиях из памятника Ле-Мустье нашли древнейший в Европе клей из охры и битума