В неандертальцах разглядели охотников на водоплавающих птиц

На это указали находки из португальских пещер

Палеозоологи и археологи исследовали птичьи кости, найденные в Португалии на двух неандертальских пещерных стоянках — Фигейра-Брава и Оливейра. Проанализировав останки, ученые пришли к выводу, что около 90 тысяч лет назад древние обитатели Пиренейского полуострова охотились на водоплавающих птиц, например, на бакланов. Кроме того, они не исключили, что часть найденных врановых также представляла собой добычу неандертальцев, хотя большинство этих пернатых, видимо, погибли по естественным причинам. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Archaeological Science: Reports.

Обычно неандертальцев представляют как суровых охотников на травоядную мегафауну: мамонтов, бизонов, лошадей и прочих животных. На это указывают и остатки добычи со следами разделки из древних памятников, и результаты изотопных анализов, которые помещают этих ископаемых людей на вершину пищевой цепи. Однако в действительности их рацион был более разнообразным и включал растительную пищу, а также, к примеру, моллюсков и крабов.

Кроме того, известны примеры, когда неандертальцы охотились на птиц. Например, недавно в немецкой пещере Холе-Фельс нашли птичьи кости, часть из которых содержала вероятные следы, оставленные каменными орудиями. Подобные свидетельства встречали и на других памятниках. Причем пернатых добывали не только ради мяса. Так, на хорватской стоянке Крапина обнаружили неандертальские украшения, изготовленные из костей хищных птиц. Также нельзя исключать, что древних людей привлекали перья этих животных.

Мариана Набайс (Mariana Nabais) из Каталонского университета палеоэкологии человека и социальной эволюции (IPHES) совместно с коллегами из Испании и Португалии исследовала птичьи кости, найденные на двух неандертальских стоянках — в пещерах Фигейра-Брава и Оливейра. Оба этих памятника находятся в Португалии: первый — на побережье Атлантического океана, примерно в 30 километрах к югу от Лиссабона; второй — приблизительно в 100 километрах к северо-востоку от Лиссабона. Кости из пещеры Фигейра-Брава были найдены в отложениях возрастом от 86 до 90 тысяч лет, а из пещеры Оливейра — в слоях возрастом более 90 тысяч лет.

Изученные птичьи кости, по данным ученых, делятся на три группы. Первая группа (n = 73) включает находки эпохи голоцена, случайно попавшие в более древние слои пещеры Фигейра-Брава (например, в результате деятельности роющих животных). Вторая группа (n = 36) представлена костями из пещеры Фигейра-Брава, найденными in situ, а также находками эпохи плейстоцена из перемешанных отложений. Третью группу (n = 267) составляют птичьи кости из пещеры Оливейра.

В группе голоценовых находок преобладают кости водоплавающих птиц (64 из 73, то есть 87,7 процента). На них же приходится не более 41,7 процента (15 из 36) в коллекции плейстоценовых находок из пещеры Фигейра-Брава. Среди водоплавающих птиц наиболее представленными оказались бакланы, две кости которых присутствуют в плейстоценовой коллекции и 35 — в голоценовой. В коллекции плейстоценовых находок из пещеры Фигейра-Брава доминируют останки пернатых, ведущих более наземный образ жизни (21 из 36, то есть 58,3 процента). Среди них наиболее представлены представители семейства врановых (n = 6).

В коллекции из пещеры Оливейра лишь одна кость принадлежала водоплавающей птице — вероятно, крякве (Anas platyrhynchos). Подавляющее большинство находок оказалось останками врановых (232 из 267, то есть 86,9 процента): клушицами (Pyrrhocorax pyrrhocorax) и галками (Corvus monedula). Кроме того, заметное количество костей (n = 17) принадлежало другим представителям отряда воробьинообразных, среди которых доминировали дроздовые (Turdidae). Остальные птицы представлены еще реже.

На семи костях из пещеры Оливейра исследователи заметили следы воздействия огня. В основном они принадлежали врановым, а единственным исключением оказалась кость болотной совы (Asio flammeus). Многие останки пернатых из обеих пещер были разломаны. Кроме того, часть из них содержит следы, оставленные животными. При этом на нескольких костях водоплавающих птиц из пещеры Фигейра-Брава, возможно, присутствуют следы, сделанные человеком. Эти кости принадлежали северной олуше (Morus bassanus), хохлатому баклану (Phalacrocorax aristotels) и крякве. Также, возможно, человеческие следы присутствуют на костях красной куропатки (Alectoris rufa) и галки.

Исследователи склоняются к тому, что, по крайней мере, большая часть останков врановых из пещеры Оливейра скопилась там в результате естественной гибели птиц. Хотя они не стали исключать, что иногда эти пернатые также становились добычей неандертальцев. Более вероятно, что добычей этих древних людей были водоплавающие птицы. В частности, авторы статьи предполагают, что основная охота на этих пернатых могла происходить с поздней осени до ранней весны, когда их количество заметно возрастало за счет прибывших на зимовку птиц, а других пищевых ресурсов (например, крабов) становилось меньше.

Ранее на N + 1 рассказывали, что порой добычей неандертальцев становились гораздо более крупные животные — прямобивневые слоны (Palaeoloxodon antiquus), масса которых могла достигать 13 тонн. Свидетельства этому ученые нашли во время раскопок местонахождения Ноймарк-Норд-1, расположенного в Германии. Возраст изученных костей со следами от орудий составляет около 125 тысяч лет.

Неандертальцы поймали крабов и поджарили их на углях