as

На египетской погребальной маске выявили краску из реальгара

В чистом виде на подобных памятниках этот пигмент еще не находили

Загрузка галереи

Египетские ученые исследовали состав красок, которые использовались для росписи погребальной маски греко-римского периода из Саккарского некрополя. Благодаря химическим и микроскопическим анализам они определили, что древний мастер использовал разнообразные пигменты, которые, среди прочего, включали египетский синий, реальгар и парареальгар, а также аурипигмент. Об этом исследователи пишут в статье, опубликованной в журнале npj Heritage Science.

В некоторые периоды древнеегипетской истории одним из распространенных атрибутов погребального обряда выступали антропоморфные маски. Наряду с некоторыми другими предметами, погребальные маски служили своеобразной защитой головы покойного на случай, если мумия будет испорчена, поскольку по египетским представлениям для вечной загробной жизни было необходимо сохранить тело покойного в узнаваемом виде.

Древние мастера изготавливали маски для мумий различными способами. Однако обычно их делали из картонажа — нескольких слоев льняной ткани или папируса, которые скреплялись между собой смолой или смесью мела и животного клея. После придания формы этой основе, ее грунтовали, расписывали, а иногда и покрывали позолотой. Подобные маски широко использовались с эпохи Среднего царства (около 2040–1786 годов до нашей) вплоть до IV века нашей эры.

Асма Хуссейн (Asmaa Hussein) из Университета Эль-Миньи совместно с коллегой представила результаты исследования погребальной маски, которую археологи обнаружили в 2019 году в Саккарском некрополе. Вместе с сильно поврежденной мумией ученые нашли расписанную погребальную маску размером примерно 33 × 24 сантиметра, на которой изображена женщина. Никаких указаний на то, кем была эта дама, исследователи не выявили, но определили, что, скорее всего, маска датируется греко-римским периодом.

Чтобы разобраться, какими материалами, а главное — красками, пользовался мастер, создавший эту маску, исследователи обратились к комплексу методов, включая сканирующую электронную микроскопию в сочетании с энергодисперсионной рентгеновской спектроскопией, рентгеновскую дифрактометрию, рамановскую спектроскопию и инфракрасную спектроскопию с преобразованием Фурье.

Исследования показали, что погребальная маска состоит из четырех слоев: краски, грунтовки, а также двух слоев льняной ткани. На последних ученые заметили остатки клеящего вещества, которое, по всей видимости, представляла собой гуммиарабик (он же — аравийская камедь) — смолу, получаемую из сока различных видов акации. Грунтовочный слой в свою очередь состоял из гипса (карбоната кальция) и животного клея.

Анализ красочного слоя показал, что при изготовлении этой маски использовались разнообразные пигменты. Оранжевая краска, по-видимому, была сделана из реальгара (сульфида мышьяка) — рудного минерала, который с древности использовался для изготовления пигмента. Синяя краска, по данным исследователей, представляет собой знаменитый египетский синий и так называемую берлинскую лазурь, светло-красная краска — смесь красной охры (гематита) и свинцовых белил, а черная краска сделана на основе одной из форм углерода. Кроме того, для создания желтых оттенков древний мастер использовал парареальгар (продукт изменения реальгара) и аурипигмент — сульфид мышьяка, из которого с древности получали краску золотистого цвета. Зеленую же краску в случае с исследованной маской, по-видимому, получали смешивая пигменты синего и желтого цветов.

По словам ученых, самый неожиданный полученный результат — это наличие оранжевого пигмента из реальгара, поскольку в чистом виде его ранее не выявляли на египетских погребальных масках. Лишь в двух случаях исследователи выявляли его на греко-римских масках, но там он использовался в виде одного из компонентов краски вместе с аурипигментом, узонитом или гематитом. Но при этом в целом египтяне были знакомы с пигментом из реальгара как минимум с эпохи Нового царства (около 1550–1069 годов до нашей эры). Кроме того, обнаруженные свинцовые белила также заслуживают внимания, поскольку ранее их не выявляли на погребальных масках в виде одного из компонентов краски.

Ранее на N + 1 рассказывали, как различные пигменты выявляли на других археологических памятниках. Например, недавно ученые обнаружили киноварь в погребении позднескифского времени, а неподалеку от древних Вольсиний случайно нашли кусок очень дорогого и редкого пигмента — ультрамарина.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Антропологи описали останки древнейшего европейца

Их нашли в 2022 году в испанской пещере Сима-дель-Элефанте