Они разделали две сырых тушки, а еще три — пожарили на углях
Археологи провели эксперимент, в ходе которого они попробовали приготовить пять птиц по-неандертальски. Они ощипали тушки пернатых, после чего разделали две из них в сыром виде с помощью рук и кремневого отщепа, оставшиеся три — предварительно пожарили на углях. Впоследствии они отделили кости от других тканей и изучили повреждения на них. В перспективе это может помочь лучше выявлять на археологических памятниках пернатых, ставших добычей неандертальцев. Результаты опубликованы в Frontiers in Environmental Archaeology.
Обычно неандертальцев в первую очередь рассматривают в качестве охотников на крупных травоядных животных: бизонов, лошадей, оленей и даже огромных прямобивневых слонов. Однако в действительности их рацион был более разнообразным и зависел от доступности тех или иных ресурсов. Помимо растительной пищи, по возможности они добывали, например, морепродукты или птиц. Кости последних со следами разделки, в частности, находили в немецкой пещере Холе-Фельс, португальской пещере Фигейра-Брава или французской пещере Ля-Крузад. Причем неандертальцы добывали птиц не только ради пищи, но и для того, чтобы заполучить их когти или перья, о чем подробнее можно прочитать в нашем тексте «Макароны по-неандертальски».
Мариана Набайс (Mariana Nabais) из Каталонского университета палеоэкологии человека и социальной эволюции совместно с коллегами из Португалии и Франции провела эксперимент, в рамках которого исследователи воспроизвели неандертальские методы готовки птиц. Для этого они отобрали пять замороженных диких птиц, погибших по естественным причинам в португальском Центре экологии, реабилитации и наблюдения за дикой природой. Среди них оказались две черных вороны (Corvus corone), две кольчатых горлицы (Streptopelia decaocto) и один вяхирь (Columba palumbus). Свой выбор они объяснили тем, что, судя по археологическим находкам, неандертальцы охотились на представителей этих или родственных видов.
После размораживания, длившегося 24 часа, они приступили к эксперименту. Сначала исследователи ощипали все пять тушек, а затем разделили их на группы. В первую вошли одна ворона и одна горлица, которых они разделали с помощью рук и изготовленного кремневого отщепа. Целые тушки трех оставшихся птиц археологи поджарили на углях при температуре около 500 градусов, держа четыре минуты на одной стороне и еще три — на другой. Затем, чтобы не нанести на кости лишних отметин, они поместили птиц в пакеты вместе с раствором, который позволяет лучше отделить от костей остальные ткани.
На следующем этапе ученые провели макро- и микроскопическое исследование птичьих останков и кремневого отщепа, фиксируя порезы, переломы, следы воздействия огня и износа на орудии. В перспективе эта пилотная работа может помочь лучше выявлять кости птиц, ставших добычей неандертальцев. Помимо этого, исследователи отметили, что многие кости внутри приготовленных на углях тушек оказались или полностью разрушены, или становились очень хрупкими. Это говорит о том, что шансы зафиксировать такие находки на археологических памятниках эпохи среднего палеолита очень небольшие.
Ранее мы рассказывали о другом экспериментальном исследовании, связанном с неандертальцами. Оно заключалось в том, что российские ученые изготовили микокские остроконечники и прикрепили их к древкам, а затем этими копьями поткали туши быка и барана. Дальнейший анализ экспериментальных орудий показал, что, вероятно, неандертальцы использовали их для контактной охоты.
Археологи обнаружили старинный некрополь в штате Теннесси
В американском штате Теннесси археологи обследовали территорию плантации «Эрмитаж», которая принадлежала Эндрю Джексону — седьмому президенту США и одному из основателей Демократической партии, который находился во главе страны в 1829–1837 годах. После многолетних поисков они обнаружили примерно в 300 метрах от главного дома старинный некрополь, который, по предварительной оценке, может насчитывать 28 могил. Как сообщается в пресс-релизе Фонда Джексона, по всей видимости, обнаруженный памятник представляет собой место захоронения рабов, трудившихся на плантации политика.