Неандертальцы поели голубей и галок

На это указали находки из пещеры Ля-Крузад

Археологи и палеозоологи исследовали птичьи кости, обнаруженные в трех неандертальских слоях французской пещеры Ля-Крузад. На нескольких находках ученые обнаружили следы, свидетельствующие о том, что архаичные люди, обитавшие на этой стоянке больше 40 тысяч лет назад, разделали пойманных галок и голубей. Однако большая часть найденных здесь птиц, по-видимому, умерла в пещере по естественным причинам или же была съедена хищниками. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Quaternary Environments and Humans.

Традиционно неандертальцы рассматриваются как охотники на крупных копытных животных, например бизонов, лошадей, оленей и даже огромных прямобивневых слонов (Palaeoloxodon antiquus). Однако в действительности их рацион был более разнообразным и включал, среди прочего, растительную пищу, морепродукты, рыбу и птиц. Например, в немецкой пещере Холе-Фельс археологи обнаружили свидетельства того, что неандертальцы умели охотиться на белых куропаток (Lagopus lagopus). Пернатой добычей не брезговали и архаичные люди, жившие в эпоху среднего палеолита на Пиренейском полуострове. Кроме того, хорошо известно, что птицы интересовали неандертальцев не только в качестве пищи, но и как сырье для изготовления украшений.

Томас Гарсия-Фермет (Thomas Garcia-Fermet) из Университета Перпиньяна совместно с французскими коллегами исследовал птичьи кости, обнаруженные в неандертальских слоях пещеры Ля-Крузад. В этом археологическом памятнике, расположенном на юге Франции, исследователи выявили, среди прочего, три культурных слоя эпохи среднего палеолита, возраст которых составляет примерно от 40 до 50 тысяч лет. Помимо каменных артефактов, археологи нашли в них шесть неандертальских костей, а также большое количество останков животных.

Исследователи рассказали о результатах анализа 1923 птичьих костей, обнаруженных в неандертальских слоях памятника Ля-Крузад во время недавних раскопок, которые проходили в 2016–2019 годах. Палеозоологи определили, что в изученной выборке до уровня отряда, семейства, рода или вида можно определить 1058 костей. Хотя в общей сложности они насчитали, что в пещере присутствовали кости как минимум 26 видов птиц, большинство останков принадлежали таким пернатым, как сизые голуби/клинтухи (Columba livia/oenas), альпийским галкам (Pyrrhocorax graculus) и клушицам (P. pyrrhocorax).

Ученые отметили, что многие птицы могли погибнуть в пещере по естественным причинам. Однако на значительном количестве костей они заметили следы того, что кости побывали в пищеварительной системе хищников. Судя по характеру повреждений костей и размерному классу птиц, исследователи предположили, что, возможно, многие из них были добычей филина (Bubo bubo). Останки представителя этого вида также присутствовали в пещере Ля-Крузад.

На птичьих костях из двух культурных слоев ученые заметили порезы, оставленные неандертальцами. В общей сложности они насчитали 18 таких образцов, которые принадлежали галками или голубям. Кроме того, на некоторых костях палеозоологи заметили следы зубов, которые также теоретически могли быть неандертальскими. Но, по мнению исследователей, доказать это в настоящее время нельзя, поскольку они похожи на следы зубов плотоядных хищников.

Тем самым находки из пещеры Ля-Крузад говорят о том, что неандертальцы, обитавшие в конце среднего палеолита на юге современной Франции, иногда добывали птиц ради мяса. Возможно, некоторые следы указывают на то, что архаичных людей интересовали также перья. Но в случае находок из этого памятника, однозначно судить об этом нельзя.

Неандертальцы умели ловить не только птиц или копытных животных, но и добывали опасных хищников. Например, недавно в Германии обнаружили свидетельства того, что примерно 48 тысяч лет назад архаичные люди убили взрослого пещерного льва (Panthera spelaea/leo spelaea) с помощью деревянного копья.

В Египте раскопали мастабу времен Древнего царства