Предков современных лошадей одомашнили около 4700 лет назад

На это указал анализ ДНК 475 древних лошадей

Палеогенетики прочитали ДНК 475 древних лошадей и пришли к выводу, что предков всех современных домашних лошадей одомашнили не ранее примерно 2700 года до нашей эры. При этом широкое распространение этих животных за пределами Понтийско-Каспийской степи, по-видимому, началось почти на 500 лет позже — около 2200 года до нашей эры. Кроме того, ученые, опираясь на генетические данные, пришли к выводу, что, возможно, носители ботайской археологической культуры, населявшие в IV тысячелетии до нашей эры территорию современного Казахстана, все же разводили лошадей, о чем долгое время велась дискуссия. Результаты этого исследования опубликованы в журнале Nature.

История о том, когда и где впервые одомашнили лошадь, пока остается не распутана. На право называться первыми коневодами претендуют носители ботайской археологической культуры, существовавшей в эпоху энеолита на севере современного Казахстана. На ее памятниках, относящихся к IV тысячелетию до нашей эры, ученые обнаружили потенциальные артефакты, связанные с разведением лошадей, объекты, интерпретируемые в качестве загонов, а также вероятные остатки кобыльего молока в керамической посуде и некоторые другие косвенные свидетельства одомашнивания. Однако многие исследователи не разделяют эту гипотезу.

Оставляя за скобками вопрос, занимались ли ботайцы коневодством, еще в 2018 году палеобиологи показали, что современные домашние лошади генетически не связаны с животными, чьи останки нашли в Казахстане на памятниках эпохи энеолита. Дальнейшие геномные исследования позволили локализовать регион, откуда распространились предки всех современных домашних лошадей — из Понтийско-Каспийской степи, где их разводили в III тысячелетии до нашей эры. За пределами Понтийско-Каспийской степи эти лошади начали распространяться примерно после 2200–2000 годов до нашей эры и постепенно заместили собой обитавшие в разных регионах местные популяции.

Теперь большой исследовательский коллектив, представляющий 113 научных организаций из 28 стран мира, во главе с Людовиком Орландо (Ludovic Orlando) из Университета Поля Сабатье, проанализировал ДНК 475 древних лошадей, а также 77 современных представителей 40 домашних пород и 6 лошадей Пржевальского. В первую очередь ученые сосредоточили свое внимание на животных, относящихся к кластеру DOM2, то есть на предках современных домашних лошадей.

Для начала ученые рассчитали, как менялся эффективный размер популяции лошадей из кластера DOM2 до их широкого распространения за пределами Понтийско-Каспийской степи. Так, ученые обнаружили, что, по-видимому, вскоре после одомашнивания этих животных началось снижение эффективного размера их популяции, которая в конечном счете сократилась примерно до 500 успешно размножавшихся особей. По их оценкам, этот процесс начался около 2664 года до нашей эры (доверительный интервал: 3064–2564 годы до нашей эры) и продолжался в течение многих поколений. По всей видимости, это говорит о том, что лошади не могли играть заметной роли в миграции из Понтийско-Каспийской степи носителей ямной археологической культуры (или генетически очень похожих на них людей) на запад, в результате чего существенно изменился генофонд Европы. Резкий подъем эффективного размера популяции DOM2 произошел уже в конце III тысячелетия до нашей эры, и в конечном счете количество успешно размножавшихся особей к рубежу III–II тысячелетий до нашей эры достигло примерно 15 тысяч особей.

Вместе с тем исследователи обнаружили, что в геномах лошадей, относящихся к кластеру DOM2, уже на ранних этапах присутствовали протяженные участки гомозиготности, свидетельствующие о близкородственном скрещивании. По мнению ученых, это, скорее всего, указывает на селекцию, в ходе которой люди пытались вывести породу с желательными признаками. Кроме того, к концу III тысячелетия до нашей эры древние коневоды, возможно, для удовлетворения растущего спроса на лошадей, стремились к снижению их репродуктивного возраста и добились того, что время между двумя последовательными поколениями сократилось более чем в два раза с 7,4 до 3,5 года.

Исследователи также изучили ДНК ботайских лошадей. Проанализировав ДНК 36 особей, ученые не нашли признаков близкородственого кровосмешения, которое наблюдалось в кластере DOM2. Однако они отметили, что и в этой популяции произошло сокращение количества времени между двумя последовательными поколениями. Это, по мнению палеогенетиков, может косвенно говорить о том, что ботайцы, возможно, занимались коневодством.

Поправка

В первоначальной версии заметки заголовок гласил, что предков современных лошадей одомашнили около 5700 лет назад. Однако верно, что это произошло около 4700 лет назад. Приносим извинения за эту ошибку.

Ранее мы рассказывали, как археологи обнаружили в Синьцзяне одно из древнейших в мире верховых седел, которое нашли в могиле взрослой женщины, жившей в I тысячелетии до нашей эры. А в Монголии нашли древнейшее в мире жесткое седло — оно датируется началом V века нашей эры.

Шимпанзе полечились разными частями растений