Жесткое седло из Монголии назвали древнейшим в мире

Оно датируется примерно началом V века нашей эры

Группа ученых проанализировала жесткое седло, обнаруженное несколько лет назад в Монголии. Радиоуглеродный анализ показал, что находка датируется началом V века нашей эры. Это делает ее древнейшим седлом с жесткой конструкцией в археологической летописи. Результаты исследования представлены в статье, опубликованной в журнале Antiquity.

На сегодняшний день самые ранние свидетельства верховой езды датируются примерно 3000 годом до нашей эры. Об этом говорят характерные для всадников изменения костей, выявленные у пяти носителей ямной культуры. Однако снаряжение, позволяющее эффективно управлять лошадью и уверенно держаться на ней верхом, появилось гораздо позже. Например, несколько лет назад исследователи нашли на севере Казахстана свидетельства того, что люди примерно в 1890–1774 годах до нашей эры использовали узду для верховой езды.

Еще позже появились седла. Первые вьючные седла, которые были непригодны для активной верховой езды, по-видимому, существовали уже в XII–X веках до нашей эры. По современным данным, верховые седла с мягкой конструкцией в I тысячелетии до нашей эры изобрели кочевники, принадлежавшие к скифскому культурному кругу. Так, в Туектинских курганах пазырыкской культуры, раскопанных на Алтае, археологи нашли седла, которые датируются примерно 430–420 годами до нашей эры. А недавно в Синьцзяне обнаружили кожаное седло, которое, судя по радиоуглеродному анализу, изготовили между 727 и 396 годами до нашей эры. Примерно на рубеже эр появились седла с деревянными луками, которые крепились поверх упоров подушек. Древнейшие же седла с жесткой конструкцией датируются I тысячелетием нашей эры.

Жамсранжав Баярсайхан (Jamsranjav Bayarsaikhan) из Института геоантропологии Общества Макса Планка совместно с коллегами из Австралии, Германии, Китая, Монголии, России, США, Франции, Швейцарии и Японии представил результаты анализа находок, сделанных на археологических памятниках Хох-Нуур и Урд-Улаан-Унээт, которые находятся в Монголии. Единственным значимым артефактом из памятника Хох-Нуур оказалось железное стремя. Похожий предмет V века нашей эры ранее нашли на памятнике кызыл-ташского этапа тюркской культуры, исследованном на Российском Алтае. Радиоуглеродный анализ человеческой кости, связанной со стременем из Монголии, показал, что она датируется примерно 243–405 годами нашей эры. Но, по мнению ученых, в действительности этот человек жил позже, а погрешность в датировке связана с пресноводным резервуарным эффектом.

Памятник Урд-Улаан-Унээт представлял собой скальное погребение, разграбленное расхитителями гробниц. Однако в руки ученых все же попали из этого погребения детали конского снаряжения и частично мумифицированные останки лошади, которую, судя по повреждениям, активно использовали для верховой езды. Самой ценной находкой из памятника Урд-Улаан-Унээт оказалось седло с жесткой конструкцией, размер которого составлял 420 × 457 × 305 миллиметров. Судя по ремням, расположенным по бокам седла, оно использовалось вместе со стременами.

Радиоуглеродный анализ человеческого зуба, найденного в скальном погребении Урд-Улаан-Унээт, показал, что оно датируется 247–402 годами нашей эры. Однако, как и в случае с памятником Хох-Нуур, ученые пришли к выводу, что пресноводный резервуарный эффект сказался на точности датировки. Поэтому они отобрали для анализа фрагмент лошадиной кожи, из которой был изготовлен один из ремней. Он показал, что седло датируется 267–535 годами нашей эры. Это позволило ученым заключить, что этот элемент конского снаряжения изготовили примерно в начале V нашей эры. Тем самым это древнейшее известное седло с жесткой конструкцией. Другие сопоставимые по возрасту жесткие седла датируются не ранее, чем концом V века нашей эры.

Ученые также провели биомолекулярные исследования находок. Так, они установили с помощью масс-спектрометрической пептидной дактилоскопии (ZooMS), что для изготовления седла действительно использовалась лошадиная кожа. Исследователи также секвенировали ДНК из останков животного, найденного в этом погребении. Анализ подтвердил, что это был самец домашней лошади (Equus caballus).

Ранее на N + 1 рассказывали, как на Монгольском Алтае обнаружили мумию ребенка трех—шести лет, который жил в I–III веках нашей эры. Исследователи установили, что его одежда была изготовлена из шелка, который, вероятно, поступал в этот регион из Китая через хуннских посредников.

В Австрии нашли 1500-летний христианский ларец-реликварий