Антитела к лептину предотвратили подобные метаболические расстройства у мышей
Антипсихотические препараты второго поколения, такие как клозапин, оланзапин, зипрасидон, палперидон и рисперидон, высокоэффективны при шизофрении, психотических и бредовых расстройствах, но часто приводят к набору веса и метаболическим нарушениям. Было показано, что они могут изменять метаболизм меланокортина, проопиомеланокортина, нейропептида Y, агути-связанного пептида и медиаторов воспаления, но полного объяснения метаболических эффектов это не давало. В поисках ответа на этот вопрос сотрудники нескольких научных центров США и Китая под руководством Филиппа Шерера (Philipp Scherer) из Юго-западного медцентра Техасского университета предоставляли мышам высококалорийную диету, вводили им оланзапин или рисперидон и разными методами изучали происходящие изменения в тканях и обмене веществ. Отчет об их работе опубликован в журнале Science Translational Medicine.
Оказалось, что при приеме обоих препаратов в крови животных возрастал уровень гормона жировых клеток лептина, и это происходило до набора массы тела. Введение рисперидона в дальнейшем приводило к фиброзу и стеатозу печени, локальному и системному воспалению и преобразованию бурой жировой ткани в белую. Выяснив это, исследователи синтезировали нейтрализующие лептин моноклональные антитела и вводили их мышам на фоне приема оланзапина и рисперидона. Это эффективно предотвращало набор веса, восстанавливало толерантность к глюкозе и сохраняло функции печени и жировой ткани. Исходя из полученных данных, авторы работы заключили, что гиперлептинемия играет ключевую роль в увеличении массы тела и метаболических расстройствах при приеме нейролептиков, в силу чего служит перспективной мишенью для профилактики этих нарушений.
Исследование проводили во французских академических больницах
Джейк Оутри (Jake Awtry) из Гарвардской медицинской школы с коллегами из США и Франции провел мультицентровое проспективное когортное исследование и выяснил, что повышенный уровень физиологического стресса у хирурга в начале операции связан со значительно меньшим риском ее серьезных осложнений. В работе приняли участие 38 хирургов семи специальностей из 14 отделений четырех академических больниц Лиона и 793 их пациента. Паллиативные и педиатрические операции, а также вмешательства короче 20 минут в анализ не включали. Уровень стресса у врачей оценивали по вариабельности сердечного ритма в первые пять минут операции по данным мониторинга ЭКГ. Наблюдение за пациентами продолжали в течение 30 дней. Статистическую обработку данных проводили методом многопараметрической логистической регрессии со смешанными эффектами и поправкой на сопутствующие факторы. Результаты опубликованы в журнале JAMA Surgery.