Алтайскую пещеру назвали неандертальским наблюдательным пунктом

Он располагался рядом с базовым лагерем

Российские археологи исследовали пещеру Верхняя Сибирячиха, которая находится в непосредственной близости от пещеры Окладникова, где больше 40 тысяч лет назад располагался неандертальский базовый лагерь. Они обнаружили два каменных артефакта, созданных в конце эпохи среднего палеолита. Похоже, что неандертальцы посещали эту пещеру и, возможно, использовали ее в качестве наблюдательного пункта во время охоты. Об этом сообщается в препринте, выложенном на сайте Research Square.

Обновлено: в ноябре 2023 года результаты этого исследования опубликовали в журнале Archaeological Research in Asia.

Неандертальцы приходили на Алтай как минимум дважды. Свидетельства первой волны ученые обнаружили в Денисовой пещере, где присутствуют останки представителей этого вида, оказавшихся на юге Сибири больше 100 тысяч лет назад. Вторая волна мигрантов добралась до Алтая, по-видимому, около 60 тысяч лет назад. Об этих людях ученые знают главным образом по двум стоянкам, раскопанным в пещерах Чагырской и Окладникова, о чем можно подробно прочитать в материале «Из клана Окладникова». Оба памятника, по мнению исследователей, представляют собой базовые лагеря древних охотников.

В 2020 году археологи обнаружили еще один объект, связанный с неандертальцами, — пещеру Верхняя Сибирячиха. Она расположена в непосредственной близости от пещеры Окладникова (примерно в 170 метрах), но заметно выше на склоне горы. Предварительным результатам изучения этого памятника посвятили новую статью Ксения Колобова (Kseniya Kolobova) и ее коллеги из Института археологии СО РАН и Аризонского университета.

В 2020–2021 годах ученые раскопали в этой пещере участок размером 3×1 метр и глубиной 1,2 метра. В общей сложности они обнаружили более двух тысяч фаунистических остатков, причем некоторые кости оказались обожжены. Кроме того, археологи нашли четыре каменных артефакта: два фрагмента пластинок, подлистовидное скребло и отщеп. Первые два предмета, по всей видимости, относятся к эпохе верхнего палеолита, в то время как два других — к позднему среднему палеолиту.

Ученые отметили, что обнаруженное скребло типологически схоже с неандертальскими орудиями из пещеры Окладникова и относится к так называемому сибирячихинскому варианту микокской каменной индустрии. Более того, из того же слоя отложений, где лежали этот артефакт и отщеп, исследователи извлекли остатки животных, которые они отправили на радиоуглеродный анализ. Ускорительная масс-спектрометрия показала, что возраст двух находок составляет 40952 ± 2479 и 44255 ± 3737 радиоуглеродных лет.

Исследователи заключили, что на протяжении долгого времени пещера Верхняя Сибирячиха представляла собой логово гиен, но иногда ее посещали и древние люди. По-видимому, эпизодически сюда заходили неандертальцы. По мнению археологов, возможно, они использовали высоко расположенную пещеру в качестве наблюдательного пункта во время охоты.

Недавно на N + 1 уже рассказывали об исследовании алтайских неандертальцев. Так, палеогенетики секвенировали ДНК из небольшой косточки, найденной в 2011 году в Денисовой пещере, и впервые сумели прочесть геном неандертальского мужчины с высокой точностью.

Жители забросили египетский город Каранис в VII веке нашей эры