Если помощь подразумевала расширение возможностей женщин, мужчины помогали не так охотно
Израильские психологи смоделировали ситуации, в которых попросили участников пожертвовать деньги людям, потерявшим дом или бизнес. Мужчины чаще жертвовали женщинам, у которых сгорело жилье, а не магазин, и средняя сумма пожертвований в таких ситуациях была почти вдвое больше. А вот другим мужчинам они были готовы помочь восстановить бизнес. Женщины же помогали людям практически вне зависимости от пола и ситуации, хотя несколько большую сумму были готовы отдать женщинам, потерявшим магазин, или мужчинам, оставшимся без жилья. Результаты опубликованы в Group processes & Intergroup Relations.
Теоретические и эмпирические исследования показывают, что существует так называемое мужское рыцарство — склонность мужчин оказывать поддерживающие и защитные формы помощи женщинам. Такая помощь сохраняет принятую гендерную иерархию, где положение мужчин — выше. И это вписывается в теорию социального доминирования, согласно которой доминирующие члены группы мотивированы укреплять групповую иерархию. Интересно, что будет, если между рыцарством и стремлением сохранить иерархию возникнет конфликт. Например, если помощь будет направлена на то, чтобы позволить женщинам подняться в этой самой иерархии, получить больше ресурсов и власти.
Психологи из университетов Тель-Авива и Бен-Гуриона под руководством Орли Барекет (Orly Bareket) исследовали, как мужское желание помочь финансово зависит от пола и ситуации нуждающегося. Они предположили, что мужчины будут проявлять гендерную предвзятость, когда помощь подразумевает расширение прав и возможностей женщин — например, когда женщины потеряли бизнес. А вот если женщина потеряла дом, предполагали исследователи, помогать ей мужчины будут куда более охотно. Для того, чтобы проверить свою гипотезу, авторы провели два исследования.
В первом иссследовании участвовало 284 мужчины и 282 женщины, которым предложили 0,80 долларов США за участие в исследовании и возможность выиграть в лотерее пять призов по 10 долларов США. Сначала участникам дали прочитать отрывок из газетной статьи про лесные пожары по всей стране, которые уничтожили дома или магазины. А потом — призыв о пожертвовании, который якобы был размещен на благотворительной краудфандинговой платформе. Автором просьбы был человек, чей дом или магазин сгорел. Чтобы избежать дополнительных гендерных ассоциаций, авторы дали общее описание магазина, без конкретики. Затем участникам нужно было указать сумму денег, которую они пожертвуют, если выиграют лотерею: от 0 до 10 долларов (весь выигрыш).
В зависимости от пола того, кто жертвует, получателя и цели пожертвования средние суммы пожертвований различались. Так, женщины в целом жертвовали чуть больше, чем мужчины, и больше всего они были готовы отдать мужчинам, потерявшим дом и женщинам, потерявшим бизнес (но различия не были статистически значимы). А мужчины, как и предполагали ученые, гораздо охотнее жертвовали женщинам, которые потеряли дом, чем женщинам, потерявшим бизнес, — 4 доллара против 2,5. Суммы пожертвований мужчинам от мужчин значимо не различались, на бизнес мужчины жертвовали чуть охотнее.
Чтобы расширить и углубить первое исследование, ученые провели второе. Поскольку в первом случае каждому участнику предлагали пожертвовать кому-то одному (или женщине, или мужчине), теперь авторы предложили людям выбор. Во втором исследовании участвовали студенты — 135 мужчин и 165 женщин, которых набрали для исследования в обмен на зачет по одному из учебных курсов и лотерейный билет (приз — 50 шекелей). Здесь участники также сначала прочли газетную заметку о пожарах, а затем — две просьбы о пожертвовании (мужчины и от женщины). Оба обращения были в одном и том же контексте — у обоих просящих сгорел либо дом, либо магазин. Участники сначала должны были выбрать, кому бы они хотели помочь, а потом назвать сумму — от 0 до 50 шекелей. Кроме того, после выбора участники прошли небольшой тест на эмпатию и мотивы. Так, их спрашивали, насколько они сочувствуют нуждающемуся, которому решили помочь — по шкале от 0 до 7.
Второй эксперимент подтвердил гипотезу мужской гендерной предвзятости, причем эффект предвзятости сработал на обоих этапах принятия решения: когда мужчина выбирал получателя и когда определял сумму. Так, мужчины выбирали женщин, потерявших бизнес, в 45 процентах случаев, а женщины — в 64 процентах. А вот помогать женщинам, потерявшим дом, вызвались 62 процента мужчин и 51 процент женщин. И, как и в первом эксперименте, мужчины-участники были готовы отдать меньше денег женщинам, которые потеряли бизнес, чем таким же мужчинам.
Еще выяснилось, что мужчины, которые все-таки помогали женщинам, потерявшим бизнес, не испытывали к ним сильной эмпатии. Авторы объясняют это тем, что, вероятнее всего, такие мужчины действовали не из сопереживания, а из идеи, что помочь женщине — правильно.
Интересно, что более ранние исследования показали, что люди принимают более обоснованные решения, когда могут сравнить несколько вариантов, — но здесь эффект предвзятости сохранялся.
Таким образом, мужчины скорее помогут женщинам тогда, когда эта помощь будет поддерживать гендерную социальную иерархию. Если предполагается, что помощь расширит права и возможности женщин, мужчины будут помогать реже. Но даже если помогут — сумма все равно будет меньше, чем они пожертвовали бы в аналогичной ситуации другому мужчине.
Сексизм и гендерные стереотипы изжить непросто, тем более, что мы впитываем их с детства и часто следуем им бессознательно. А вот нейросеть от гендерных предубеждений можно избавить — N + 1 рассказывал про такую попытку ученых.
Исследование проводили в США
Ребекка Бернерт (Rebecca Bernert) из Стэнфордского университета со своими американскими коллегами провела лонгитюдное когортное исследование и пришла к выводу, что нарушения сна у детей препубертатного возраста связаны с повышением риска суицидальных наклонностей и попыток двумя годами позже. В анализ вошли данные 8,8 тысячи детей (51,2 процента — мальчики) из исследования ABCD, которым на момент включения было в среднем 9,9 (стандартное отклонение 0,6) года. Нарушения сна у них регистрировали путем опроса родителей. Склонность участников к суициду оценивали через два года по заполненным ими самими и их родителями электронным опросникам K-SADS-COMP. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале JAMA Network Open.