На западе Украины раскопали курган бронзового века с парным захоронением коней

Оно датируется XV веком до нашей эры

Археологи раскопали на западе Украины большой курган, в одном из секторов которого находилось парное захоронение двух взрослых коней. Судя по радиоуглеродному анализу, оно датируется XV веком до нашей эры и относится к тшинецкой культуре. Как считают исследователи, погребенных обращенными друг к другу лошадей использовали в качестве тягловой силы для колесного транспорта, например, колесниц. Об этом сообщается в статье, опубликованной в Journal of Field Archaeology.

В эпоху средней бронзы (II тысячелетие до нашей эры) в лесной и лесостепной зонах Восточной Европы сформировалась тшинецкая (тштинецкая) археологическая культура (или круг родственных культур), которая получила свое название в честь польского города Тштинец. Ее ареал простирался от бассейна Одера на западе до бассейна Десны на востоке, охватывая в основном территории современных Польши, Белоруссии и Украины. Памятники этой культуры представлены стоянками и поселениями с одно- и двухкамерными жилищами. Могильники состоят из грунтовых и подкурганных могил, в которых хоронили в основном по обряду ингумации в скорченном положении на боку. Реже встречаются расчленения (демембрация) и кремированные останки.

Сопроводительный инвентарь включал в основном керамику и каменные орудия, реже — бронзовые. Носители тшинецкой культуры изготавливали лепную посуду и достаточно мало пользовались металлом. Основу их хозяйства составляли животноводство и земледелие. Некоторые исследователи рассматривают тшинецкую культуру в качестве праславянской (или исходной для балтославян), однако надежные доказательства этому предположению отсутствуют.

Пшемыслав Макарович (Przemysław Makarowicz) из Университета имени Адама Мицкевича в Познани вместе с коллегами из Польши и Украины исследовал материалы из богатого подкурганного захоронения, раскопанного в Тернопольской области. Насыпь представляла собой невысокое возвышение (около 0,6 метра) размером 40×30 метров. Во время ее раскопок археологи обнаружили фрагменты человеческих костей и керамики, а также железный наконечник стрелы раннескифского времени (VII — начало VI века до нашей эры). Кроме того, недалеко от центра кургана находилось захоронение XVII века до нашей эры.

В юго-западном секторе насыпи исследователи обнаружили камеру размером 3,4×2,4 метра, внутри которой на боку лежали два скелета лошадей с обращенными друг к другу головами. Рядом с обеими лошадями археологи обнаружили элементы сбруи, изготовленной из оленьего рога и бронзы, причем более богатые вещи лежали рядом со вторым конем. Палеозоологическое исследование показало, что обе лошади были самцами 13–15 и 15–16 лет. Причем, если рост первой в холке был средним — 134–138 сантиметров, то второй конь оказался очень высоким для своего времени — 148,2–154,6 сантиметра. Анализ древней ДНК показал, что первый конь был рыжей масти, а второй — гнедой или вороной.

Исследование следов износа на зубах показало, что обоих коней использовали для верховой езды (что сомнительно для этого периода) или в качестве тяглового животного. Судя по расположению скелетов в могиле, второй конь был более ценным для своих хозяев — видимо, из-за своих размеров. В частности, похоже, его кормили из торбы.

Чтобы определить время захоронения лошадей, ученые обратились к радиоуглеродному анализу, для которого они отобрали образцы из зубов обоих коней, а также фрагменты древесного угля из заполнения могилы. Полученные калиброванные датировки уложились в интервал со второй половины XVI века до нашей — до конца XIV века до нашей эры. При этом ученые отметили, что если принять во внимание одновременность захоронения обеих лошадей, то датировку можно сузить до XV века до нашей эры.

Археологи отметили, что парные захоронения лошадей в период между 2100/2000—1400/1300 годами до нашей эры были распространены в нескольких центрах, располагавшихся от казахских степей на востоке до Малопольской возвышенности и Пелопоннеса. Самые ранние из них связаны с синташтинской и петровской археологическими культурами. Затем эта традиция распространилась на запад. Так, на территории тшинецкого культурного круга она оказалась в конце XVII — начале XVI веков до нашей эры. По мнению археологов, пару лошадей, видимо, использовали при жизни в качестве тягловых животных для колесниц или других повозок.

Ранее на N + 1 рассказывали о других захоронениях лошадей. Так, в Казахстане раскопали тюркский курган VII–VIII веков, под которым находилась могила представителя родовой знати. В загробный мир его отправили вместе с двумя лошадьми и собаками.

Черная смола из гробницы царского казначея Рамсеса II оказалась битумом