Трупиалы-подкидыши заморили голодом «лишних» сводных братьев и сестер

Орнитологи выяснили, что птенцы буроголовых коровьих трупиалов лучше всего развиваются в гнездах лимонных певунов, где есть два родных птенца. При этом в гнездах с четырьмя сводными братьями и сестрами или вовсе без них подкидыши получают недостаточно корма и с высокой вероятностью умирают. Как отмечается в статье для журнала Proceedings of the Royal Society B, юные трупиалы могут повышать свои шансы на выживание, сокращая количество сводных братьев и сестер до оптимального. В отличие от кукушат, они не убивают соседей по гнезду, а объедают, обрекая часть выводка на голодную гибель.

Птенцы птиц, практикующих межвидовой гнездовой паразитизм, известны своей кровожадностью. Например, кукушата (Cuculus canorus) выбрасывают яйца и птенцов приемных родителей из гнезд, а юные медоуказчики (Indicatoridae) закалывают сводных братьев и сестер острыми зубцами на клюве. Впрочем, иногда пернатые подкидыши не столь жестоки. Например, птенцы североамериканских буроголовых коровьих трупиалов (Molothrus ater) растут вместе с птенцами приемных родителей, которым просто достается меньше корма. Предполагается, что сохраняя жизнь сводным братьям и сестрам, юные трупиалы обеспечивают себе больший уровень родительской заботы, чем они получили бы, оставшись в гнезде в одиночку. Для сравнения, кукушата решают эту проблему за счет более активного выпрашивания корма, а их яркие рты вынуждают приемных родителей проявляют усиленную заботу.

Однако стратегия коровьих трупиалов рискованна. Дело в том, что в гнезде птиц-хозяев может оказаться слишком мало или слишком много родных птенцов. В обоих случаях подкидыш будет недополучать пищу — и никак не сможет повлиять на эту ситуацию. Учитывая, что буроголовые коровьи трупиалы подкладывают яйца более чем 200 видам птиц с разными размерами кладок, их птенцы должны регулярно оказываться в неоптимальных для развития условиях.

Команда орнитологов под руководством Николаса Антонсона (Nicholas D. Antonson) из Университета штата Иллинойс в Урбана-Шампейн решила разобраться, как трупиалы решают эту проблему. Для этого исследователи провели полевые эксперименты с яйцами трупиалов и гнездами лимонных певунов (Protonotaria citrea), яркоокрашенных певчих птиц из семейства древесниц (Parulidae). Певуны идеально подходят для такого исследования, поскольку нередко становятся приемными хозяевами для трупиалов, откладывают по 4-6 яиц и охотно гнездятся в искусственных дуплянках, что облегчает работу ученых.

В течение трех сезонов Антонсон и его соавторы манпипулировали количеством родных и подброшенных птенцов у лимонных певунов, гнездящихся в дуплянках на юге Иллинойса. Включенные в выборку гнезда разделили на три группы. В гнезда из первой группы исследователи подкладывали по одному яйцу трупиала из числа подложенных в другие гнезда и забирали из них всех птенцов певунов в день их вылупления (их переносили в гнезда, не участвовавшие в эксперименте). В гнезда из второй группы подкладывали по одному яйцу трупиала и оставляли в них двух родных птенцов. Наконец, в гнезда из третьей группы авторы добавляли по одному яйцу трупиала и оставляли четырех птенцов певунов. Кроме того, в анализ вошли гнезда певунов без подкидышей, в которых оставили одного, трех или пять птенцов.

Чтобы отследить развитие птенцов трупиалов и певунов, исследователи регулярно осматривали гнезда. На третий день после вылупления птенцов трупиалов в дуплянках установили видеокамеры, которые работали с восьми до одиннадцати утра в течение одного дня. С их помощью авторы определяли, сколько пищи приносят родители родным и приемным детям и как часто обогревают их.

Проанализировав собранный материал, Антонсон и его коллеги выяснили, что птенцы трупиалов лучше всего выживают в гнездах, где соседствуют с 2,2 птенца певунов. В гнездах с четырьмя сводными братьями и сестрами или вовсе без них подкидыши умирают чаще и раньше. Более того, растущие в одиночку трупиалы выживают хуже, чем одинокие птенцы певунов (p=0,011).

Чтобы проверить, могут ли юные трупиалы регулировать число сводных братьев и сестер, исследователи сравнили выживаемость потомства певунов в гнездах с подкидышами и без них. Как и ожидалось, присутствие птенца трупиала значительно повышает риск смерти его сводных братьев и сестер (p=0,011). В гнездах певунов с четырьмя родными птенцами присутствие трупиала в среднем приводит к гибели 1,95 птенца. Первый из них умирает на третий день, а второй — на седьмой. В отличие от кукушат, юные трупиалы не убивают соседей по гнезду, а объедают их. В результате из-за конкуренции с более крупным чужаком часть выводка гибнет от голода. В то же время в гнездах с двумя птенцами по вине подкидыша гибнет всего 0,14 птенца. Для сравнения, в гнездах певунов с тремя и пятью родными птенцами и без трупиалов выводок в среднем сокращается на 0,1 и 0,44 птенца соответственно.

Проанализировав количество корма, приносимого певунами в гнездо, Антонсон и его соавторы обнаружили, что трехдневные подкидыши в гнездах с двумя родными птенцами получают больше пищи, чем их сородичи в гнездах без сводных братьев и сестер и в гнездах с четырьмя сводными братьями и сестрами (p=0,006 и p=0,043 соответственно). При этом одинокому подкидышу и одинокому птенцу певуна родители приносят примерно одинаковое количество корма, чего недостаточно для развития трупиала. Это подтверждает, что, в отличие от кукушат, юные трупиалы не могут заставить приемных родителей проявлять усиленную заботу о себе и поэтому нуждаются в сводных братьях и сестрах.

Результаты исследования свидетельствуют, что птенцам коровьих трупиалов выгоднее всего развиваться в гнездах с двумя сводными братьями и сестрами, поскольку в таком случае они получают достаточное количество корма и заботы. В гнездах без родных птенцов и с четырьмя родными птенцами подкидыши гибнут от нехватки пищи. При этом если сводных братьев и сестер слишком много, трупиалы сокращают их количество до оптимального, вероятно, за счет конкуренции за пищу.

В течение сезона доля самцов и самок среди эмбрионов и птенцов буроголовых коровьих трупиалов изменяется: сначала больше самок, а ближе к концу сезона — самцов. В целом же за год рождается одинаковое количество птенцов разного пола, а среди взрослых воловьих птиц самцов больше. Орнитологи предположили, что сезонный сдвиг в соотношении полов связан с тем, что самки достигают половой зрелости раньше, а самцы крупнее и лучше конкурируют за ресурсы.

Паразит рептилий два года прожил в глазу поевшей крокодилятины конголезки