Соотношение полов в потомстве воловьих птиц изменилось в течение сезона

В течение сезона доля самцов и самок среди эмбрионов и птенцов воловьих птиц изменяется: сначала больше самок, а ближе к концу сезона — самцов. В целом же за год рождается одинаковое количество птенцов разного пола, а среди взрослых воловьих птиц самцов больше. Авторы статьи, опубликованной в Journal of Avian Biology, объясняют сезонный сдвиг в соотношении полов тем, что самки достигают половой зрелости раньше, а самцы крупнее и лучше конкурируют за ресурсы.

В популяциях некоторых животных соотношение самок и самцов среди рождающихся особей неравномерно и даже может меняться в течение сезона. Справедливо это, например, для некоторых птиц. У взрослых гнездовых паразитов (птиц, которые подбрасывают яйца в чужие гнезда) доля самцов в популяции выше, чем самок, но у птенцов ни на стадии оплодотворения, ни после вылупления, ни при оперении смещения в соотношении самцов и самок не нашли.

Ученые из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне под руководством Марка Хаубера (Mark Hauber) исследовали распределение полов в потомстве гнездовых паразитов буроголовых коровьих трупиалов (или воловьих птиц, Molothrus ater) и его изменение в течение сезона. Для этого в естественной среде поставили ящики — искусственные гнезда — в которых селились лимонные певуны (Protonotaria citrea). Этим птицам коровьи трупиалы подбрасывают яйца — за ними исследователи и наблюдали в течение семи лет. С помощью анализа ДНК определяли пол у эмбрионов (в 116 невылупившихся яйцах) и 142 пятидневных птенцов.

В шести из семи сезонов средняя доля самцов и самок среди эмбрионов и птенцов воловьих птиц не отличалась. Зато в течение каждого из сезонов соотношение полов значимо менялось от недели к неделе: в начале сезона среди эмбрионов и птенцов было больше самок, а к концу — самцов (p = 0,0005). Авторы работы объясняют это тем, что у самок трупиалов больше шансов достигнуть половой зрелости в течение первого года жизни, и птицам выгоднее, чтобы самцы появлялись ближе к концу сезона. Кроме того, птенцы-самцы крупнее самок, и они могут более эффективно конкурировать за ресурсы с другими птенцами в конце сезона, когда еды меньше.

Остается неясным, каков механизм смены соотношения полов птенцов в течение сезона. Чтобы понять, как это происходит, необходимы дальнейшие исследования.

Самцы хомячков тоже могут влиять на соотношение полов, для этого даже известен механизм. Дело в том, что каждый сперматозоид несет лишь одну половую хромосому - X или Y. X-хромосома крупнее, и размер ядер сперматозоидов с ней тоже отличается. Соотношение сперматозоидов может меняться в ходе инбридинга, влияя на долю самцов в потомстве.

Обитающий в термитниках жук превратил брюшко в фальшивого термита