Палеогенетики прочитали 30 геномов древних жителей Туниса, Центральной Италии и Сардинии, относящихся к железному веку. Во всех регионах они обнаружили как потомков более древних местных популяций, так и выходцев с других территорий. Так, в некрополе при карфагенском городе Керкуан находились останки потомков неолитического населения Северной Африки, жителей Центральной Италии и Сардинии бронзового века, а также индивида, генетического близкого к древнему населению Канарских островов. Об этом сообщается в препринте, опубликованном на сайте bioRxiv.
Обновлено: в августе 2023 года результаты исследования опубликовали в журнале Nature Ecology & Evolution.
С древности Средиземноморье было зоной контактов между разными народами и цивилизациями. Например, в конце II — начале I тысячелетия до нашей эры на его восточном побережье расцвела цивилизация финикийцев, центр которой находился на территория современного Ливана. Это были мореходы, построившие свою империю торговым путем. Их колонии появились по всему Средиземному морю, включая Северную Африку, Пиренейский полуостров, Сицилию, Сардинию и Корсику, самой крупной и известной из которых был Карфаген.
Параллельно на территории Центральной Италии в I тысячелетии до нашей эры развивалась цивилизация этрусков, которая возникла на основе предшествующей ей культуре Вилланова. Хотя ядро этой цивилизации находилось на месте современных регионов Тоскана, Лацио и Умбрия, влияние этрусков простиралось и на другие регионы. Их культура известна благодаря своей развитой металлургии, сложной системе представлений и вымершему неиндоевропейскому языку. Этрурия контактировала и с Карфагеном, о чем свидетельствуют и древние авторы, и данные археологии. Начало этих контактов ученые относят к раннеэтрусскому периоду — концу VIII — VII веку до нашей эры. В то же время, в VIII–VI веках до нашей эры, началась Великая греческая колонизация, в ходе которой произошло масштабное расселение древних греков по берегам Средиземного и Черного морей, что значительно повлияло на всю будущую историю региона.
Группа ученых из Австрии, Алжира, Италии, Нидерландов, США и Туниса под руководством Рона Пинхаси (Ron Pinhasi) исследовала мобильность в Средиземноморье железного века, для чего они прочитали геномы 30 древних людей. Их останки были обнаружены на археологических памятниках в Тунисе (n = 12, примерно 650–250 годы до нашей эры), Центральной Италии (n = 15) и на Сардинии (n = 3). Кроме того, ученые привлекли ранее опубликованные данные по девяти жителям Сардинии (818–208 годов до нашей эры) и 11 жителям Италии (963–200 годов до нашей эры), а также получили 19 новых радиоуглеродных датировок.
Исследование геномов людей, чьи останки были найдены в некрополе карфагенского города Керкуан, показало, что местное население было очень неоднородным. Метод главных компонент указал на три генетических кластера. Один из них включал четырех человек — потомков неолитического населения Северной Африки, трое из которых получили 15–20 процентов примеси, связанной с Понтийско-Каспийской степью. Вторая группа включала семь человек, генетически близких к популяциям бронзового века с Сицилии, из Центральной Италии и греческой колонии Эмпорион, которая находилась на Пиренейском полуострове. Происхождение одного человека палеогенетики смоделировали из двух предковых компонент: 70 процентов от ранненеолитического населения Марокко и 30 процентов от неолитического населения Анатолии. Этим он оказался близок к древним жителям Канарских островов.
Говоря о Сардинии, ученые отметили, что в течение бронзового века на этом острове проживало генетически однородное население. Однако это изменилось в железном веке, когда произошла экспансия Карфагена. Так, индивиды с поселения Вилламар, жившие около 818–392 годов до нашей эры, оказались связаны преимущественно с населением Марокко позднего неолита. В то же время современные им люди с поселения Монте-Сираи (около 800–300 годов до нашей эры) генетически схожи с популяциями Центральной Италии и Сицилии. Кроме того, поток генов с Апеннинского полуострова наблюдался на Сардинии после римского завоевания в результате Первой Пунической войны с Карфагеном.
Исследователи заключили, что во всех трех регионах железного века они наблюдали и преемственность с населением бронзового века, и присутствие людей, происходивших из других районов Средиземноморья. Эта мобильность, по их данным, повлияла на современную генетическую структуру местных популяций. Палеогенетики отметили, что полученные результаты, в частности, показали, что коренные жители, по всей видимости, внесли большой вклад в историю Карфагена. Это предполагает, что колониальная экспансия финикийцев в начале железного века, возможно, не предполагала значительной миграции людей. Однако это также может объясняться особенностями погребального обряда или выборкой.
Ранее на N + 1 рассказывали об исследовании происхождения жителей Этрурии и Южной Италии, населявших эти регионы между 800 годом до нашей эры и 1000 годом нашей эры. Оказалось, что, несмотря на отличавшуюся культуру и изолированный язык, этруски были генетически близки к италикам.
Михаил Подрезов
Они жили больше 25 тысяч лет назад
Палеоантропологи из Германии и Испании описали человеческие останки, обнаруженные во время раскопок пещер Реклау-Вивер и Моллет-III, которые находятся на северо-востоке Пиренейского полуострова. Кости принадлежали как минимум четырем взрослым мужчинам, которые жили около 27–25 тысяч лет назад, то есть в конце периода граветта. Как сообщается в статье, опубликованной в Journal of Human Evolution, находки из этих двух памятников, по мнению исследователей, представляют собой самые ранние преднамеренные захоронения кроманьонцев, обнаруженные на северо-востоке Пиренейского полуострова.