Астрономы заподозрили в квазиспутнике Земли фрагмент Луны

Астрономы определили свойства поверхностного слоя одного из естественных квазиспутников Земли — астероида Камооалева. Оказалось, что это тело может быть покрыто мелкозернистым реголитом, похожим на лунный, и ранее могло быть фрагментом поверхности Луны, выброшенном при крупном столкновении. Статья опубликована в журнале Communications Earth & Environment.

Квазиспутники представляют собой тела, находящиеся в орбитальном резонансе 1:1 с планетой, при этом эксцентриситет их орбит обычно больше, чем эксцентриситет орбиты планеты. Отличительной чертой таких объектов является нестабильность орбиты на больших временных промежутках, так как они находится за пределами сферы Хилла, где планета способна удерживать свой спутник, несмотря на притяжение Солнца. Квазиспутники существуют у многих планет Солнечной системы, у Земли на сегодняшний день известно шесть таких тел.

Группа астрономов во главе с Бенджамином Шарки (Benjamin N. L. Sharkey) из Университета Аризоны опубликовала результаты исследований свойств земного квазиспутника (469219) Камооалева при помощи наземных телескопов LBT (Large Binocular Telescope) и LDT (Lowell Discovery Telescope). Это тело было открыто в 2016 году в рамках обзора неба Pan-STARRS, в дальнейшем ученые определили, что это не космический мусор, а астероид.

Орбита Камооалевы является наиболее стабильной среди всех квазиспутников Земли с динамическим временем жизни в несколько сотен лет. Она характеризуется большой полуосью в пределах 0,001 астрономической единицы от Земли, эксцентриситетом всего 0,1 и умеренным наклоном около 8 градусов к плоскости эклиптики, а период обращения вокруг Солнца составляет около года. Период вращения вокруг собственной оси этого тела оценивается в 28,3 часа.

Анализ спектров отраженного от поверхности астероида излучения и их сравнение со спектрами различных материалов в Солнечной системе показал, что на роль вещества поверхностного слоя Камооалевы лучше всего подходят зерна силикатов, размером 20–45 микрометров, найденные на Луне в ходе полета «Аполлона-14», однако это не гарантирует того, что астероид действительно покрыт мелкозернистым реголитом. Спектральные свойства астероида несовместимы с типичными околоземными астероидами и требуют дополнительных особенностей, таких как высокое содержание металлов или экстремальное космическое выветривание.

Ответов на вопрос о происхождении Камооалевы может быть несколько: он может принадлежать к объектам, сближающимся с Землей, быть из неизвестной квазистабильной популяции троянских астероидов Земли, фрагментом Луны, выброшенном при падении крупного тела, или фрагментом разрушенного тела, которое ранее сближалось с системой Земля-Луна. Ожидается, что дальнейшие наблюдения за Камооалевой при помощи наземных телескопов и ее исследования китайской межпланетной станцией ZhengHe помогут точно установить природу астероида.

Откуда у Земли берутся квазиспутники и почему они не задерживаются надолго мы рассказывали в материале «Временная луна».

«Джеймс Уэбб» рассмотрел три изображения гравитационно линзированной сверхновой типа Ia