«Хаббл» сделал детальные снимки двух планетарных туманностей

С помощью телескопа «Хаббл» астрономы получили новые изображения двух молодых планетарных туманностей: NGC 6302, также известной как туманность Бабочка, и NGC 7027. Оба объекта — ключевые источники для понимания процессов формирования планетарных туманностей, сообщается в статье в журнале Galaxies.

По космическим меркам, планетарные туманности живут совсем недолго — всего несколько десятков тысяч лет. Несмотря на название, ничего общего с планетами или экзопланетами они не имеют: этот термин возник, потому что первые объекты такого типа, найденные с помощью ранних телескопов, выглядели правильными дисками, напоминавшими диски планет. Позже выяснилось, что планетарные туманности имеют сложную структуру: на самом деле — это газовые оболочки, сброшенные звездами низкой средней массы (от 0,8 до 8 масс Солнца) на последних этапах эволюции.

Сегодня астрономы сходятся во мнении, что туманности приобретают столь разнообразные формы (в космосе встречаются объекты, похожие на спирали, сферы, песочные часы, прямоугольники), потому что рядом с центральной звездой находится оказывающий на нее влияние компаньон, а также из-за того, что вещество, сброшенное звездой, переходящей из асимптотической ветви гигантов в белые карлики, взаимодействует с материалом, выброшенным при звездном ветре. Однако более точные детали процессов ученым неизвестны, поэтому они продолжают исследовать планетарные туманности с помощью телескопов.

Джоеэл Кастнер (Joel H. Kastner) из Рочестерского технологического института вместе с коллегами изучил туманности NGC 6302 и NGC 7027 с помощью «Хаббла». Телескоп уже делал снимки объектов в прошлом, однако теперь исследователи использовали камеру Wide Field Camera 3: это позволило получить изображения в нескольких диапазонах электромагнитных волн — от ближнего ультрафиолетового до ближнего инфракрасного. Новые снимки наглядно показывают, как обе туманности рассеиваются за очень короткие промежутки времени, что позволяет астрономам видеть изменения даже на масштабах десятилетий.

Обе туманности содержат большое количество пыли и газа. NGC 7027 состоит из узких пылевых колец, обрамляющих малую ось эллиптической оболочки, и сложного набора многополюсных выбросов. Форма туманности указывает на то, что в течение нескольких веков центральная звезда спокойно сбрасывала газовую оболочку, создавая сферически симметрический кокон, но недавно произошло какое-то событие, которое привело к появлению «всплесков».

Туманность Бабочка, или NGC 6302, имеет отчетливый S-образный рисунок, показанный на изображении в красно-оранжевом цвете. Эту форму видно лишь в ближнем инфракрасном диапазоне, когда камера «Хаббла» регистрирует излучение от ионизованных атомов железа. Излучение свидетельствует об энергетических столкновениях как медленных, так и быстрых ветров, что чаще всего наблюдается в активных ядрах галактик и остатках сверхновых.

Совсем недавно «Хаббл» отметил тридцатилетие работы в космосе. Это наиболее известная и результативная орбитальная обсерватория из работающих на сегодняшний день. Наблюдения, проведенные телескопом, помогли астрономам совершить множество открытий, о которых можно прочитать в нашем материале «Отработал на 52».

«Джеймс Уэбб» рассмотрел планетарную туманность Кольцо