Слепоту невнимания ограничили полуторами секундами

Американские ученые выяснили, что слепота невнимания (неспособность заметить объект, если внимание занято другими задачами) ограничено по времени: если объект не заметили в течение полутора секунд, то его не заметят и далее. Временное окно, в которое новый объект может обратить на себя внимания при загруженности рабочей памяти другими задачами, поэтому, не зависит от того, сколько именно времени присутствует стимул, пишут ученые в Royal Society Open Science.

В рабочей памяти одновременно задействованы объекты, которые попадают туда из кратковременной и долговременной памяти, из-за чего ее размер может быть сильно ограничен. Другими словами, при работе процессов, задействованных во внимании, эффективность определяется ровно тем, на что внимание обращено — и что важно для его работы. В противном случае запускаются ингибирующие механизмы, например, слепота невнимания — неспособность обращать внимание на побочный стимул, внезапно возникающий в поле зрения.

Пожалуй, самая известная демонстрация слепоты невнимания — серия экспериментов с гориллой, за которые в 2004 году гарвардские психологи Дэниел Симонс (Daniel Simons) и Кристофер Шабри (Christopher Chabris) получили Шнобелевскую премию. В своей новой работе Дэниел Симонс совместно с коллегами из Иллинойского университета в Урабана-Шампейне решили проверить, можно ли ограничить слепоту невнимания во времени — то есть через сколько секунд после предъявления нерелевантного стимула его уже невозможно будет обнаружить.

Для этого они провели три эксперимента, в которых суммарно приняли участие более 1,5 тысячи человек. В каждом эксперименте участникам на экране показывали поле с движущимися по нему геометрическими фигурами разного цвета: задача участников состояла в том, чтобы эти фигуры подсчитать. При этом в определенный момент на экране появлялась другая, отвлекающая фигура, которая к эксперименту не относилась. Под конец каждой попытки в каждом эксперименте участников спрашивали, заметили ли они новую фигуру — и, если да, как она выглядела и где появилась. 

В первом эксперименте новая фигура находилась на экране 2,67 и 5 секунд после начала в разных местах вокруг фиксации в центре экрана, во втором эксперименте фигуру также могли показать в течение 1,5 секунды, а в третьем эксперименте важно было то, как именно фигура выглядела — конкретнее, в какой цвет она была окрашена.

Во всех трех экспериментах увеличение времени, в которое фигура находилась на экране, не влияло на то, заметят ли ее участники. В большинстве случаев о появлении новой фигуры сообщали участники, которым ее показывали раньше (а точнее — через 1,5 секунды), кроме единственного случая во втором эксперименте, когда фигура появлялась в середине экрана: тогда ее проще (но незначительно — чуть более чем на 12 процентов случаев больше) было обнаружить через 2,67 секунды, а не через 1,5.

Авторы, таким образом, заключили, что временное окно, в которое посторонний предмет может захватить внимание при загруженности рабочей памяти, весьма небольшое и не зависит от того, сколько времени сам объект находится в поле зрения. Другими словами, если посторонний объект не привлек внимание человека сразу же (конкретно здесь — в течение первых полутора секунд), то показывать его далее, по-видимому, уже бессмысленно.  

Интересно, что для возникновения слепоты невнимания необязательно, чтобы отвлекающая информация была зрительной: в прошлом году ученые показали, что при загруженности рабочей памяти человек может не заметить и внезапно возникший запах.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Пристрастие к жареной пище связали с повышенным риском тревожности и депрессии

За это могут отвечать нарушенный липидный обмен в мозге и нейровоспаление