Археологи предположили, что древние люди использовали длинные кости животных как «консервные банки» для костного мозга, говорится в Science Advances. Они хранили целые кости неделями, и когда им было нужно, чистили их, разбивали и доставали мозг. К такому выводу ученые пришли после анализа костей в израильской пещере Кезем и экспериментов, проведенных с длинными костями ланей.
Пещера Кезем находится на территории Израиля, недалеко от Тель-Авива. Люди населяли ее 220–420 тысяч лет назад. Здесь исследователи во главе с Ави Гофером (Avi Gopher) из Тель-Авивского университета уже находили зубы, принадлежавшие неандертальцам или ранним сапиенсам, а возможно и неизвестному виду людей. Помимо зубов, в пещере обнаружились каменные орудия, по большей части скребки, лезвия, молоты. Судя по обугленным костям, жившие здесь люди пользовались огнем, и это древнейшее бесспорное свидетельство, найденное на сегодняшний день. В пещере обнаружили несколько десятков тысяч костей животных, по большей части ланей, а также зубров, диких кабанов, лошадей, ослов и косуль.
В новой статье Гофер и его коллеги из Израиля и Испании решили выяснить, могли ли древние люди хранить мозговые кости, из которых, как из консервных банок, через некоторое время извлекали мозг. Североамериканские индейцы, например, уже в исторические времена заготавливали сушеное мясо, также известно, что мозговые кости хранили зимой коренные жители Аляски, нунамиуты, — в нужный момент они разделывали кости, чтобы получить мозг и жир. По сравнению с обычным мясом такие консервы безопаснее, так как кость препятствует проникновению в них микробов. С другой стороны, патогены, которые уже присутствовали в организме, могли оказаться и в мозговой кости.
Авторы исследования проанализировали 82 тысячи целых костей и фрагментов из пещеры Кезем. Ученым удалось установить видовую принадлежность 8,5 процентов из них и определить, что это были за кости. В основном это были длинные кости конечностей и кости черепа; позвонки, ребра, фаланги пальцев и тазовые кости попадались намного реже. На некоторых трубчатых костях, найденных в пещере Кезем, ученые заметили нетипичные отметки, например наклонные порезы в центральной части. Это натолкнуло их на мысль, что отметки получались, когда древние люди чистили какое-то время хранившиеся в пещере кости и доставали из них мозг.
Чтобы проверить свое предположение, исследователи провели эксперименты с костями запястья благородных оленей. Они хранили кости в течение разного времени (до девяти недель) весной или осенью, либо на открытом воздухе, либо в помещении. Через определенные промежутки времени авторы снимали шкуру, разделывали кости, чтобы достать мозг, и смотрели, какие отметки у них получились. Кроме того они проверяли, не испортилось ли содержимое. Оказалось, что при хранении костей на открытом воздухе и последующей разделке, начиная со второй недели появлялись отметки, похожие на те, которые исследователи обнаружили на древних костях. Если кости хранили на открытом воздухе в прохладную погоду (осенью), мозг в них не портился на протяжении девяти недель.
«Кости использовались как "консервные банки", сохранявшие мозг в течение долгого времени, пока не приходило время снять сухую кожу, расколоть кость и съесть мозг», — объясняет соавтор исследования профессор Ран Баркай (Ran Barkai) из Тель-Авивского университета. «Мы полагаем, что доисторические люди в нашем регионе были вынуждены изобретать новые способы выживания, так как слоны, которые раньше были основным источником пищи, здесь не встречались».
Несколько лет назад оказалось, что жители пещеры Кезем были гурманами и ели не только костный мозг, но и черепашье мясо. В пещере нашли панцири черепах со следами разделки. Иногда они были обуглены — по-видимому, черепах порой поджаривали на костре прямо в панцире.
Она жила в III тысячелетии до нашей эры
Палеопатологи исследовали человеческие останки из гробницы Камино-дель-Молино, раскопанной на юго-востоке Испании, и обнаружили на черепе одной взрослой женщины свидетельства сразу двух трепанаций. Причем, судя по состоянию кости, обе операции прошли успешно. Как сообщается в статье, опубликованной в International Journal of Paleopathology, останки датируются III тысячелетием до нашей эры.