Небольшое космическое путешествие

Сможете ли вы победить в «Открытой лабораторной», посвященной Дню российской науки

«Открытая лабораторная» — проект, рассказывающий о том, как устроен мир с точки зрения физики, химии, биологии и, конечно же, астрономии. Масштабная акция, приуроченная к Дню российской науки, пройдет в десятках городов страны 10 февраля. Принять участие в «Лабе» в этот день может любой желающий — для этого достаточно прийти на площадку акции в любом из ведущих университетов страны, в научных институтах РАН, библиотеках, музеях, коворкингах и антикафе (вот список городов). Но если ваш город и не участвует, — или вам лень выходить из дома, — вы все равно можете проверить свои знания онлайн на сайте «Лабы».
Сразу надо предупредить, что большинство заданий «Лабы» связаны с устройством Вселенной. Речь в них идет про самое захватывающее — взрывающиеся звезды, далекие галактики и супергиганты. Специально для читателей N + 1 мы отобрали семь типичных астрономических заданий «Лабы». Итак, дерзайте.

1. Красное солнце. Смотреть прямо на Солнце больно и даже опасно. Никогда не пытайтесь смотреть на него в оптические приборы без специальных фильтров — поражение сетчатки может быть мгновенным и необратимым. Однако на закате, когда Солнце склоняется к горизонту, смотреть на него бывает можно. Причем в периоды высокой солнечной активности на красном диске заходящего светила изредка даже невооруженным глазом бывают видны пятна. А знаете ли вы, почему Солнце на закате краснеет?
2. Кометные хвосты. Кометы — одновременно малые и самые большие тела Солнечной системы. Вдали от Солнца комета — это ком грязного снега поперечником в несколько километров. За орбитой Сатурна такой объект не виден даже крупным телескопам. Однако с приближением к Солнцу замерзшие газы начинают испаряться, вынося с собой пылевые частицы. Из этих выбросов образуется кометных хвост, который порой многократно превышает по размерам Солнце и тянется в противоположном от него направлении. А почему кометные хвосты отворачиваются от Солнца?
3. Ты мерцай, мерцай, звезда. Среди тысяч звезд ночного неба движется всего пять видимых невооруженным глазом планет. Но движения их медленные и заметны, только если день за днем засекать положение планет среди звезд. Есть, однако, очень простой способ быстро отличить звезду от планеты: звезды мерцают, а планеты, как правило, нет. Но чтобы понять причину этого различия, надо знать ответ на вопрос: «А почему мерцают звезды?»
4. У кого объект больше? Астрономы исследуют такие огромные объекты, что их трудно даже вообразить. Поэтому многие путают, например, звезды с планетами, а Солнечную систему с Галактикой — ведь все это такое огромное, совершенно не соразмерное человеческим масштабам. Но даже среди астрономических объектов есть свои рекордсмены по размерам. Каким термином астрономы называют самые большие известные им объекты?
5. Молодая Луна. Солнце и Луна — самые заметные астрономические объекты, но даже их поведение часто вызывает путаницу. Художники, например, изображая их на одной иллюстрации, часто поворачивают лунный серп вогнутой стороной к Солнцу. А ведь серп — это освещенная сторона Луны, которая всегда повернута к Солнцу выпуклостью. Это даже ребенку понятно. Попробуйте свои силы в чуть более сложном вопросе: когда на небе лучше всего виден серп молодой Луны?
6. Небесные камни. Сообщая о камнях, падающих с неба на землю, СМИ постоянно путаются в терминологии. То комету назовут астероидом, то болид — метеоритом. Как правильно называть космическую глыбу полуметрового размера, летящую по орбите к месту своего столкновения с Землей?
7. Высшая кометная скорость. Скорость самого быстрого поезда — 603 километра в час, или 168 метров в секунду. Скорость пули на выходе из ствола — около 1 километра в секунду. А какова максимальная скорость, с которой комета может столкнуться с Землей?
«Джеймс Уэбб» рассмотрел гравитационно линзированного сверхгиганта в очень далекой галактике