Российская научно-производственная компания «Геоматика» на выставке «Нева-2017» в Санкт-Петербурге представила робота-катамарана, предназначенного для одновременного надводного и подводного трехмерного картографирования местности. Как пишет FlotProm, сбор данных аппарат осуществляет с помощью сонара и лидара.
Для проведения реконструкции русел рек и надводных сооружений или возведения новых конструкций необходимо составлять подробные карты надводного пространства и дна. Для этого сегодня используются различные отдельные системы и приборы, включая и сонары.
Новый робот-катамаран способен составлять карту подводного пространства с глубиной до 150 метров. Дальность надводного сканирования составляет 120 метров. Робот является лишь плавучим сенсором, собирающим и сохраняющим данные, которые затем обрабатываются на компьютере после обследования.
Сонар и лидар обеспечивают точность сканирования пространства в два сантиметра. При этом навигационная точность робота не превышает одного сантиметра. Катамаран способен вести обследование на скорости до трех узлов (5,6 километра в час). На одном заряде аккумулятора робот может функционировать до трех часов.
По словам технического директора «Геоматики» Дмитрия Столяренко, новым роботом-катамараном уже заинтересовалось управление Канала имени Москвы, соединяющего реки Москва и Волга. Новый аппарат в будущем планируется предложить и Министерству обороны России.
В сентябре прошлого года Массачусетский технологический институт и Институт передовых городских решений Амстердама приступили к совместной разработке надводных и подводных роботов для каналов Амстердама, где аппараты станут собирать пробы воды, вывозить плавающий на поверхности мусор и очищать дно от выброшенных велосипедов.
В рамках новой программы планируется разработать и испытать несколько типов роботов, которые, в том числе, упростят обнаружение подводного мусора. При помощи роботов, забирающих пробы воды можно будет на ранней стадии обнаруживать опасных возбудителей болезней. Планируется создать и плавучие роботизированные понтоны, которые при необходимости будут собираться во временные переправы через каналы.
Василий Сычёв
Ему достаточно двух актуаторов для езды и полета
Сингапурские инженеры разработали гибридного робота ATOM, который летает как монокоптер и ездит по земле как моноколесо. Для обоих режимов движения и перехода между ними используются всего два электромотора с пропеллерами. В полете робот развивает скорость до полутора метров в секунду, а при движении по земле — до двух метров в секунду. Он устойчив к падениям и не имеет «невосстановимых» состояний, из которых бы он не смог перейти к полету или движению по земле без посторонней помощи. Описание конструкции робота опубликовано в The International Journal of Robotics Research.