Количество друзей и вес низкоранговых макак повлияли на риск «восстания»

У самок макак-резусов (Macaca mulatta) существует жесткая иерархия, в которой обезьяна наследует ранг своей матери. Но иногда в группе случаются «бунты» подчиненных особей против высокоранговых, которые могут поменять статус-кво. Приматологи из университета Калифорнии в Дэйвисе выяснили, какие факторы влияют на возникновение такого поведения. Чаще всего конфликты возникали, если подчиненная самка была намного старше или крупнее доминантной, а также если у нее было много подруг (или подруг и родственниц), которые ее поддерживали. Исследование опубликовано в American Journal of Physical Anthropology.

Макаки-резусы живут группами по 20-200 особей, при этом самок в группе может быть вчетверо больше, чем самцов. И у тех, и у других есть своя иерархия. Самцы, которые по достижении половой зрелости покидают родительскую группу, сами завоевывают себе «место под солнцем». Самки же обычно на всю жизнь остаются в материнской группе, и наследуют свой ранг от матери. Интересно, что если у самки есть несколько дочерей, то у младших будет более высокий ранг, чем у старших. Часто родственницы образуют друг с другом «альянсы» против других самок в группе, которые направлены на защиту своего ранга. Если же мать погибает, и детеныш остается в одиночестве, то, скорее всего, ему не удастся занять материнское место, и он будет стоять ниже ее по иерархии.

Доминантные макаки-резусы

к нижестоящим особям деспотично и часто агрессивно себя ведут по отношению к ним. Однако периодически нижестоящие самки устраивают «бунты» против более высокоранговых особей. Иногда они заканчиваются успешно, то есть обезьяне удается повысить свой ранг. Но что подталкивает макак на это рискованное поведение: социальные факторы, например, «группа поддержки» из родственниц и подруг, или собственные внушительные размеры, до сих пор было не ясно.

Чтобы это выяснить, авторы нового исследования на протяжении трех лет (с июня 2008 по апрель 2010 годов) изучали поведение 357 самок макак-резусов, которые обитали в Центре по изучению приматов при университете. Самки были старше четырех лет. К этому возрасту они достигают половой зрелости и приобретают ранг. Макаки обитали в шести смешанных группах, численность которых колебалась от 108 до 197 животных. Исследователи наблюдали за случаями неподчинения низкоранговых самок доминантным и смотрели на сопутствующие условия: как вели себя обезьяны друг по отношению к другу, была ли у них разница в размерах и в весе, какого они были возраста. Также учитывались и социальные факторы: присутствовала ли мать одной из макак во время конфликта, какая у участников конфликта была разница в рангах, была ли у кого-то из них «группа поддержки», участники которой присоединялись к конфликту.

Оказалось, что чаще всего конфликты возникали, если между самками была большая разница в возрасте (низкоранговая самка была старше, чем доминантная). Так, чаще всего самки старше 20 лет оспаривали ранг доминантной особи 7-12 лет. А реже всего конфликты возникали, если обе самки, и высоко- и низкоранговая, были старше 20 лет.

Также, на частоту возникновения конфликтов влияла разница в весе соперниц. На риск чаще всего шла подчиненная самка, чей вес был на семь килограммов выше, чем у доминантной. И наоборот, реже всего конфликтовали особи, у которых было обратное соотношение в весе.

Большую роль играло и наличие готовых заступиться за одну из конфликтующих самок родственниц и подруг. Если у доминантной самки, более слабой, чем соперница, находилась пара неравнодушных родственниц, которые могли присоединиться к конфликту, его риск резко падал. А если таких родственниц было шесть и больше, то он практически исчезал. С другой стороны, если у подчиненной самки было большое число родственниц, они не слишком влияли на ее готовность начать конфликт. А вот если к родственницам присоединялись подруги (или на низкоранговую особь влияли только подруги), она с бóльшей вероятностью начинала конфликт. В то же время подруги доминантной особи не помогали ей «подавить мятеж» и справиться с соперницей.

Ранее выяснилось, что другие представители рода макак — японские макаки — способны к проявлению «кровной мести». Ставшие жертвой агрессии обезьяны направляют ответную агрессию на родственников и друзей обидчика. Как оказалось, такая стратегия хорошо работает: если обиженный мстил родственникам агрессора, тот, чаще всего, больше на «мстителя» не нападал.

Нематоды почувствовали телом градиент звукового давления