Галактики-«медузы» оказались поставщиками «корма» для черных дыр

Международная группа астрономов обнаружила новый путь «подпитки» сверхмассивных черных дыр в центрах галактик — через захват галактического газа, выброшенного после взаимодействия с межгалактическими облаками газа. На такой механизм указала необычная активность центров галактик-«медуз», которые выделяются наличием «щупалец» выступающих на десятки тысяч световых лет за пределы галактического диска. Исследование опубликовано в журнале Nature, кратко о нем сообщает пресс-релиз Южной европейской обсерватории.

Согласно современным знаниям, черные дыры довольно широко распространены во Вселенной. К примеру, в центре, вероятно, каждой галактики есть сверхмассивная черная дыра. Чаще всего заметить ее активность напрямую невозможно, однако есть класс активных галактических ядер, отличающихся большой яркостью. Считается, что их активность связана с аккрецией материи черными дырами. В среднем доля активных галактических ядер невелика — менее одной десятой.

Авторы новой работы обнаружили необычно высокую долю активных галактических ядер среди выборки галактик-«медуз». Эти объекты обладают необычной формой, связанной с эффектом «приливного обдирания»: в ходе эволюции скопления галактик некоторые галактики развивают большие скорости и взаимодействуют с межгалактическим газом. В результате часть галактического вещества оказывается выброшена в пространство — образуются структуры, похожие на «щупальца», в которых резко начинается звездообразование.

Среди семи «медуз», за которыми наблюдали астрономы, активные галактические ядра присутствовали в шести галактиках — значительно больше, чем того можно ожидать из статистики. Подобная связь может указывать на два варианта развития событий. Либо наличие активного галактического ядра усиливает эффект приливного обдирания, либо «приливное обдирание» активизирует черную дыру в центре галактики. По словам авторов, гидродинамическое моделирование указывает на второй вариант.

«По-видимому, вещество притекает к центральной черной дыре потому, что часть газа вместо того, чтобы оторваться от галактики, попадает в ее центр» — рассказывает руководительница группы Бьянка Поджьянти из INAF и Падуанской астрономической обсерватории в Италии.

На сегодняшний день известно около 400 кандидатов в галактики-«медузы». Новая работа — часть масштабного исследования подобных объектов, проводимого Южной европейской обсерваторией. Астрономы надеются выяснить, сколько галактик в скоплениях проходят через стадии галактики с активным ядром. Как отмечают авторы, это поможет лучше понять эволюцию звездных систем.

Активные ядра галактик (например, квазары и лацертиды) интересны не только астрономам, но и исследователям элементарных частиц. Считается, что в них могут рождаться нейтрино очень высоких энергий. Именно блазар — квазар, джет которого направлен к Земле, — стал первым задокументированным источником внегалактических нейтрино сверхвысоких энергий.

Телескоп TESS отыскал экстремально плотный горячий нептун в «пустыне нептунов»