Плод оказался способен подавлять иммунный ответ

Калифорнийские и сингапурские ученые выяснили, чем иммунная система плода отличается от таковой у родившегося человека. Оказалось, что уже на втором триместре иммунная система плода весьма развита и функционирует, хотя раньше считалось, что она практически не работает. Дендритные клетки плода узнают и воспринимают «чужие» объекты, но при этом, в отличие от дендритных клеток родившихся людей, это не провоцирует возникновение иммунного ответа, а подавляет его. Исследование опубликовано в Nature.

Дендритные клетки — антигенпрезентирующие клетки иммунной системы, которые захватывают чужеродные вещества (антигены), а затем «представляют» их на своей поверхности. Их узнают другие клетки, Т-лимфоциты, которые начинают «охотиться» за антигенами такого типа, что и составляет основу иммунного ответа.

Хотя организмы плода и матери представляют из себя две разных особи, между их кровеносными системами происходит постоянный обмен веществами. У плода могла бы возникать сильная иммунная реакция в ответ на антигены, пришедшие из крови матери, а также из амниотической жидкости и, например, от микробов. Механизм, который позволяет такой иммунной реакции избежать, давно интересует ученых. Понимание его могло бы пригодиться при разработке оптимальной технологии трансплантации органов (проблемы в данном случае возникают, когда организм отторгает донорские ткани), а также для генной терапии и терапии с применением стволовых клеток.

Ранее считалось, что иммунная система плода недостаточно развита, и именно это позволяет им избегать возникновения ненужного иммунного ответа. В частности, было неясно, насколько у плодов развиты дендритные клетки и способны ли плоды к специфическому иммунному ответу на чужеродные объекты. Выяснилось, что к 13 неделям, помимо Т-лимфоцитов и естественных киллеров, дендритные клетки у плодов уже неплохо развиты и полноценным образом осуществляют свою функцию — «подбирают» инородные с точки зрения организма объекты и представляют их на своей поверхности для распознавания Т-лимфоцитами. Однако в данном случае после этого активируются подавляющие иммунный ответ регуляторные лимфоциты, и "преследования" чужеродных объектов не происходит . Вследствие работы фермента аргиназы-2, который вырабатывают дендритные клетки, меняется уровень L-аргинина в крови и подавляется выработка фактора некроза опухоли альфа, который является важным фактором иммунного ответа. Высокий уровень этого белка коррелирует, в частности, с возникновением выкидышей.

Ученые подчеркивают, что иммунная система у родившихся младенцев и взрослых людей устроена, как уже говорилось выше, иначе, чем у плодов, поэтому эти системы обязательно нужно изучать отдельно. В ходе своего исследования они выяснили, в частности, что более 3000 генов дендритных клеток у плодов и у родившихся детей работают по-разному.

Помимо вопросов, связанных с терапией и трансплантацией у взрослых людей, механизм подавления иммунитета интересен, например, в контексте ведения беременности. Известно, что нарушение этого механизма может вызывать выкидыши и является причиной до 40 процентов преждевременных родов, поэтому его исследование может помочь предотвращать подобные случаи. Также ученые отмечают, что внутриматочные инфекции, по-видимому, воздействуют на дендритные клетки и инициируют возникновение иммунного ответа, который до этого был подавлен. Как именно это происходит, и что с этим можно попытаться сделать, они планируют выяснить в своих дальнейших исследованиях.

В России сегодня отмечают День науки, но тех, кого нужно поздравлять с этим праздником, все меньше и меньше — с 2000 года занятых в науке стало меньше почти на 180 тысяч человек, и сегодня исследованиями и разработками в стране занимаются чуть более 700 тысяч человек. Последние годы затраты на науку в России оставались на уровне 1—1,1 процента ВВП. Это существенно меньше, чем расходы других развитых стран, скажем, Израиль тратит на науку 4,3 процента ВВП, Германия — 2,9 процента, США — 2,7 процента.Мы предлагаем вам попробовать себя в роли доброго (или злого) волшебника: выберите, какую долю ВВП России вы согласны потратить на науку, и наш калькулятор предскажет, сколько в этом случае будет ученых в нашей стране. А если вы хотите узнать, как это делают социологи, читайте этот блог.