Международная команда археологов при поддержке Мичиганского университета опубликовала бета-версию крупномасштабного онлайн-проекта «Дом времен Классической республики в Габии». На сайте проекта опубликован полный отчет о раскопках и 3D-реконструкция древнеримской виллы IV-III веков до нашей эры.
Габии —один из древнейших городов Латинского союза, в VIII веке до нашей эры соперничавший с Римом за политическое господство, но уже к III веку до нашей эры практически переставший существовать.
В рамках онлайн-издания авторы предоставили читателям возможность исследовать модель раскопок и 3D-реконструкцию древнеримской виллы времен классической (средней) республики. По ходу изучения пространства виллы пользователь может нажать на любой предмет в реконструкции и узнать о его назначении.
В дополнение к реконструкции исследователи каталогизировали и опубликовали на сайте все артефакты, найденные за время раскопок. Все предметы привязаны к контексту и имеют набор тегов, по которым удобно искать находки одного типа или из слоя одного периода.
Раскопки в Габии были начаты под руководством Николы Терренато (Nicola Terrenato) в 2007 году. Изначально археологи преследовали цель описать процесс роста и запустения рядового древнеримского города в третьем веке до нашей эры. Исследователи выбрали Габии, потому что он резко вырос после начала урбанизации и так же резко пришел в упадок из-за близкого соседства с возвысившимся Римом.
С точки зрения проведения археологических работ, Габии гораздо удобнее Рима. В Риме многие здания эпохи Классической республики были перестроены или застроены сверху уже современным городом. В Габии же такого активного строительства никогда не велось, и только некоторые здания были разобраны на строительные материалы.
Основное здание, реконструкция которого пока сделана в рамках проекта, — богатая аристократическая вилла размером с половину футбольного поля, построенная на рубеже IV-III веков до нашей эры, на 60 процентов сохранившаяся до наших дней. Вилла необычна сама по себе, она построена из гигантских блоков, положенных друг на друга по принципу похожему на тот, что используется при строительстве из конструктора Lego, примерно за 125 лет до начала использования в Древнем Риме связующего раствора. Настолько богатых древнеримских зданий, построенных по такой технологии, археологи еще не находили. Дальнейшее изучение находки, как считает Никола Терренато, даст возможность по новому взглянуть на историю древнеримской архитектуры.
Проект создан в образовательных и научных целях, исследователи полагают, что любой читатель сможет изучить опубликованный материал и использовать его в своей научной работе.
«Дом времен Классической республики в Габии» — уже не первый проект по цифровой реконструкции жизни древних римлян. Год назад была начата онлайн-публикация 3D-реконструкции участков Аппиевой дороги, а этой осенью была выложена в сеть модель воссозданного с помощью трехмерного моделирования интерьера дома Луция Цецилия Юкунда — богатого ростовщика, жившего в Помпеях незадолго до их разрушения.
Елизавета Власова
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.