Древние люди помогли современным адаптироваться после ухода из Африки

Американские генетики выяснили, что гены неандертальцев и денисовских людей, которые есть в геноме современного человека, помогли людям адаптироваться к непривычным условиям после миграции из Африки. В частности, неандертальцы и денисовцы «передали» современным Homo sapiens гены, кодирующие белки, влияющие на иммунитет и белки, влияющие на пигментацию кожи. Исследование опубликовано в Current Biology.

Древние люди, мигрировавшие из Африки в Евразию около 70 тысяч лет назад, скрещивались с другими подвидами древних людей, ныне вымершими, в том числе с неандертальцами и денисовскими людьми. В результате, в геноме современных людей, за исключением коренных жителей Центральной и Южной Африки, есть около 2 процентов генов неандертальцев, а жители Меланезии (группы островов в Тихом океане к северо-востоку от Австралии) унаследовали еще примерно 2-4 процента генов от денисовских людей. На сегодняшний день известно, что гены древних людей помогли мигрантам адаптироваться к незнакомым условиям: с помощью генов неандертальцев Homo sapiens приобрели устойчивость к болезням, неизвестным в Африке, а гены денисовцев позволили жителям Тибета переносить высокогорные условия без вреда для себя. Но в целом до сих пор непонятно, какую роль сыграло  большинство генов, унаследованных от древних людей.

Чтобы прояснить этот вопрос, авторы нового исследования проанализировали ДНК 1523 человек, живущих в различных регионах земного шара. Из них 504 человека происходили из Восточной Азии, 503 были европейцами, 489 человек — из Южной Азии и 27 — с островов Меланезии. На основе анализа ученые выявили 126 часто встречающихся гаплотипов, в которые входили гены вымерших людей и сосредоточились на исследовании этих участков геномов.

Оказалось, что в этих участках находятся семь генов, влияющих на свойства кожи (в частности на ее пигментацию) и 31 ген, связанный с иммунитетом. Так ученые обнаружили, что в них встречается ген белка (OCA2), который принимает участие в определении пигментации кожи, цвета радужной оболочки глаз и волос. Интересно, что вариант этого гена, встречавшийся у европейцев, был связан с преобладанием голубых глаз, а не карих. Также авторы работы обнаружили в унаследованной от древних подвидов людей ДНК гены, кодирующие белки (OAS1 / 2 / 3), вовлеченные в имунный ответ на вирусные инфекции, и несколько генов толл-подобных рецепторов (TLR1 / 6 /10) — белков, активирующих клеточный имунный ответ и играющих важную роль во врожденном иммунитете.

Как заключают авторы работы, полученные результаты свидетельствуют, что неандертальцы и денисовцы «подарили» современным Homo sapiens большое количество мутаций, позволившее людям адаптироваться к непривычным условиям после ухода из Африки.

Неандертальцы обитали в Европе, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии примерно с 600 тысяч лет назад и до 25-30 тысяч лет назад. Согласно недавним данным неандертальцы смешивались с предками современных людей несколько раз: на Ближнем Востоке, вскоре после миграции Homo sapiens из Африки, с предками современных евразийцев после того, как от них отделились обитатели Меланезии и в третий раз с древними жителями Восточной Азии.

Ученые предлагают различные гипотезы, отвечающие на вопрос, почему вымерли неандертальцы: их подкосили болезни, принесенные людьми из Африки, они вымерли из-за изменения климата во время последнего ледникового периода и неумения изготавливать теплую одежду, наконец, неандертальцы вымерли потому, что их было мало, они долгое время переживали так называемый эффект «бутылочного горлышка» и не могли избавляться от мутаций в геноме, которые ослабляли жизнеспособность популяции.

Останки неизвестного вида человека, родственного неандертальцам, были обнаружены в 2008 году в Денисовской пещере в Сибири. Денисовские люди обитали в период 700-40 тысяч лет назад в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии. Общий предок неандертальцев и денисовцев отделился от предка современных людей около 700 тысяч лет назад, а разделение неандертальцев и денисовцев произошло около 500 тысяч лет назад. Судя по генетическим данным, денисовские люди мигрировали из Африки и постепенно достигли Восточной Азии и островов Меланезии. До Американского континента денисовцы не добрались, во всяком случае их гены в ДНК американских индейцев не найдены.