Британская компания Hybrid Air Vehicles (HAV) представила самое большое на сегодняшний день воздушное судно — гибридный дирижабль Airlander 10, говорится в пресс-релизе.
Выкатка Airlander 10 состоялась в Кардингтоне, графство Бедфордшир. Его корпус длиной 92, шириной (с оперением) 43,5 и высотой 26 метров имеет объем 38 тысяч кубометров. 60 процентов подъемной силы гибрида обеспечивает резервуар с гелием, остальные 40 процентов — аэродинамическая форма корпуса, эллиптическая в поперечном и выгнутая в продольном срезе.
Airlander 10 приводят в движение четыре восьмицилиндровых четырехлитровых турбодизельных двигателя по 325 лошадиных сил каждый. Они обеспечивают воздушному судну скорость до 148 километров в час, при этом он расходует на 60 процентов меньше топлива, чем обычные самолеты.
Гибридный дирижабль может находиться в воздухе с людьми до пяти дней (беспилотные полеты могут продолжаться две недели) и нести до 10 тонн полезной нагрузки, в том числе 48 пассажиров.
Изначально летательный аппарат создавался для нужд Пентагона в рамках программы LEMV (Long Endurance Multi-Intelligence Vehicle) и носил название HAV 304. Его планировалось использовать для длительного воздушного наблюдения. Первый испытательный полет в 2012 году прошел успешно, однако потом программу свернули из-за высокой стоимости.
В 2013 году HAV выкупила его за 301 тысячу долларов и перестроила для гражданских нужд, включающих наблюдение, связь, доставку людей и грузов. Евросоюз и британское правительство выделили компании на эти цели более восьми миллионов евро.
В ходе первого испытательного полета, дата которого пока не называется, Airlander 10 проведет в воздухе 200 часов, поднимется на высоту 1200 метров и разовьет скорость до 74 километров в час.
Подробнее о разработке современных гибридных дирижаблей читайте в нашем материале.
Олег Лищук
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.