В Москве нашли «над-надгробие» XVI века

Высоко-Петровский монастырь. На переднем плане — храм святителя Петра

Ludvig14 / Wikimedia Commons

Ученые из Института археологии РАН (ИА РАН) во время раскопок в Высоко-Петровском мужском монастыре обнаружили две надгробные плиты начала XVI века. О находке сообщается в пресс-релизе Института археологии, который поступил в редакцию N+1.

Раскопки начались весной 2016 года в преддверии реконструкции монастыря. Ученые нашли две непотревоженные надгробные плиты, на которых указана дата смерти — 31 июля 1512 года, время княжения Василия III. То есть похороненные в могилах люди умерли в один день. Под одним надгробием погребен Епифаний (кто это был неизвестно, полностью надпись не сохранилась), в другой могиле — инок Феодосий Исаков, сын Окулинин, «волоченин» (то есть из города Волочка).

«Это большая удача. В России самые древние надписи на плитах известны только с конца XV века, и целые надписные плиты начала XVI века очень редки. Особенно удачно, что эти плиты лежат на своих местах, над могилами, что совсем редкость, причем некоторые надписи сохранились целиком»,— объясняет руководитель раскопок, заведующий Отделом археологии Московской Руси (ИА РАН) Леонид Беляев.

Ученые обнаружили, что под надгробной плитой инока Феодосия была другая надгробная плита. Более новое надгробие стояло на другой плите на опорах, как на ножках. Археологи нашли одну из опор, которая была сделана в виде капители. По словам Беляева, найденная опора свидетельствует о том, что первый каменный храм в монастыре, освященный во имя святителя Петра, был основан не в 1514 году, как считалось ранее, а по крайней мере на два года раньше. «Этим ренессансным капителям под надгробной плитой больше неоткуда было взяться, кроме как со стройки собора, который возводил итальянец Алевиз Новый, строитель Архангельского собора в Кремле. Такие же капители сейчас можно видеть в итальянских городах, на ренессансных постройках», — говорит Беляев.

Вторая плита на могиле инока Феодосия, судя по орнаменту и особенностям шрифта, датируется серединой XVI века. По словам Леонида Беляева, на втором надгробии повторяется тот же текст, что и на первом, но он написан другим шрифтом. Кто-то из родственников инока поставил на могилу новое надгробие когда старая плита растрескалась.

Эта находка позволила ученым объяснить встречавшиеся в других некрополях XV – XVII веков несоответствия дат, высеченных на могильных плитах и шрифтов и орнаментов, которые указывали на более позднее время. Например, в 1970 году была найдена плита инока Сергея Абрамова, датированная 1510 годом. При этом особенности оформления плиты свидетельствовали о том, что надгробие было изготовлено гораздо позднее.

Высоко-Петровский мужской монастырь впервые упоминается в летописи XV века, в которой сказано, что в 1379 году архимандрит Высоко-Петровского монастыря Иоанн ездил в качестве сопровождающего лица в Константинополь. Существует две версии основания монастыря. По первой версии монастырь основал митрополит Киевский и Всея Руси Петр, построивший деревянный храм во имя апостолов Петра и Павла. Обитель была основана либо в 1315 — 1317 годах, либо в 1326 году, когда Петр перенес  кафедру из Владимира в Москву. Согласно второй версии, монастырь основал в 1326 году Иван Калита. В 1918 году монастырь был закрыт. Деятельность монастыря возобновилась в 2009 году.

Екатерина Русакова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.