Археологи пришли к выводу, что ответвления Великого шелкового пути могли уходить дальше на юг, чем предполагалось ранее. Такое заключение им позволил сделать найденный в Верхнем Мустанге (Непал) шелковый фрагмент ткани. Статья ученых опубликована в журнале STAR: Science & Technology of Archaeological Research.
— караванная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние Века. В первую очередь, он использовался для вывоза шелка из Китая, с чем и связано его название. Путь был проложен во II веке до н. э., вёл из Сианя через Ланьчжоу в Дуньхуан, где раздваивался: северная дорога шла в Фергану (Узбекистан) и казахские степи, южная в
, Индию
и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря.
Исследователи, во главе с специалистом из Макдональдского института археологических исследований при Кембриджском университете Маргаритой Глеба, провели
двух фрагментов ткани, найденных в гробнице Сандзонг-5 в Верхнем Мустанге. Фрагменты, как и сама гробница, датируются 400-650 годами и содержат волокна китайского шелка, а также краситель, сделанный в Индии.
Происхождение шелковых нитей удалось установить благодаря их особенностям — в образце они яркие и не сильно скрученные, что характерно для китайского производства. Кроме того, в Непале, по словам Глеба, собственное производство шелка отсутствовало. Это позволило ученым прийти к выводу, что Верхний Мустанг был связан с торговой сетью Великого шелкового пути.
Археологи отмечают, что ткань сохранилась в достаточно хорошем состоянии благодаря сухому климату. Кроме шелковых фрагментов, были найдены шерстяная ткань, украшенная бусинами из стекла и элементами из меди, а также погребальная маска из золота и серебра. По оценкам археологов, медь была произведена в Тибете и Индии, а часть бус — в Южной Азии, Центральной Азии и даже в Сасанидском Иране. Это также указывает на то, что через Верхний Мустанг проходил торговый путь.
Дефицит натрия увеличивает выработку гормонов ангиотензина-II и альдостерона, которые заставляют нас потреблять продукты, содержащие соль. Чтобы сигнал прошел успешно, необходимо совместное действие ангиотензина и чувствительных к альдостерону нейронов NTSHSD2, подробную схему работы которых изучили американские ученые из Медицинского центра Бет-Изрэйел. Работа опубликована в журнале Neuron.