Искусственную кожу научили потеть

Японские ученые вырастили искусственную кожу, которая содержала функционирующие волосяные фолликулы, сальные и потовые железы. Результаты работы опубликованы в журнале Science Advances.

Научный коллектив под руководством сотрудников Института RIKEN использовал в своем исследовании клетки эпителия мышиных десен. Использовав методику, разработанную нобелевским лауреатом Синъей Яманакой, они преобразовали их в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки, способные развиваться в различные ткани организма.

Культуру полученных клеток обрабатывали фактором дифференциации Wnt10b, отвечающим за развитие покровных тканей, и получили из них так называемые эмбриоидные тела — клеточные конгломераты, частично напоминающие эмбрион на ранней стадии развития. Затем несколько этих тел имплантировали трансгенным мышам с тяжелым комбинированным иммунодефицитом (состоянием, напоминающим СПИД, но вызванным не вирусом, а врожденной аномалией развития). В организме мышей эмбриоидные тела дифференцировались в различные слои эпителия.

После этого дифференцированную ткань пересадили здоровым мышам, у которых она сформировала полноценную кожу с растущими волосами, функциональными сальными и потовыми железами. Мыши-реципиенты были белыми, а волосяные фолликулы трансплантата — черными, что свидетельствует о способности выращенной ткани продуцировать меланоциты (пигментные клетки). Кроме того, искусственная кожа образовала анатомически правильные и полноценные соединения с мышцами и нервами мыши-реципиента без каких либо признаков опухолевого перерождения.

По словам исследователей, выращенная ими кожа может найти применение как в лабораторном тестировании лекарств и косметики, так и в трансплантологии при лечении ожогов и заболеваний.

«Курилка Гутенберга» создаст фонд поддержки научно-популярных проектов

Научно-просветительский проект «Курилка Гутенберга» объявил о намерении создать фонд для поддержки популяризаторских проектов и премию для блогеров, популяризующих науку. Для финансирования этих и других проектов «Курилка» запустила краудфандинговую кампанию на платформе «Планета», минимальная цель которой — собрать 1,5 миллиона рублей.