Активность вируса Эпштейна-Барр подавили мочегонным препаратом

Американские исследователи обнаружили, что калийсберегающий диуретик спиронолактон, применяемый в медицине уже более полувека, подавляет размножение вируса Эпштейна-Барр (ВЭБ). Выводы ученых опубликованы в Proceedings of the National Academy of Sciences.

ВЭБ, или герпесвирус 4 типа, является одним из самых распространенных вирусов, его носителями являются большинство взрослых людей. Он поражает В-лимфоциты и может длительно существовать в них, не вызывая симптомов (латентная фаза). При нарушениях в иммунной системе вирус переходит в литическую фазу, активно размножаясь и вызывая такие заболевания, как инфекционный мононуклеоз и некоторые злокачественные новообразования (лимфомы Ходжкина и Беркитта, назофарингеальную карциному и другие, в сумме около 200 тысяч случаев в мире ежегодно). Ключевую роль в переходе ВЭБ в литическую фазу играет белок SM, который регулирует экспрессию вирусных генов и продукцию новых вирусов.

Сотрудники Университета Юты в Солт-Лейк-Сити разработали систему для скрининга молекул на предмет блокирования действия SM. Она представляет собой линию репортерных клеток, которые способны экспрессировать SM под действием доксициклина. Синтез этого белка, в свою очередь, запускает продукцию специфической мРНК, которая при взаимодействии с геном ORF59-GFP вызывает зеленую флуоресценцию. Если исследуемая молекула блокирует действие SM, флуоресценция прекращается.

С помощью этой системы ученые провели скрининг известных лекарственных препаратов, применяемых по различным показаниям. В ходе него выяснилось, что эффекты SM можно эффективно блокировать спиронолактоном — калийсберегающим мочегонным средством из группы антагонистов минералокортикоидных рецепторов. Причем этот эффект не связан с основным действием препарата, поскольку схожий с ним диуретик эплеренон с SM не взаимодействовал.

Изучение действия спиронолактона на культуру пораженных ВЭБ клеток показало, что препарат эффективно блокирует экспрессию генов после репликации вирусной ДНК и препятствует формированию белковой оболочки вируса (капсида).

Полученные результаты позволяют инициировать исследования, призванные выяснить, какая именно часть молекулы спиронолактона взаимодействует с SM и на основании этого синтезировать новый класс противовирусных лекарств, блокирующих SM, но не обладающих антиминералокортикоидной активностью. Действие существующих препаратов против ВЭБ основано на подавлении активности вирусной ДНК-полимеразы, их применение ограничено токсическими эффектами и развитием устойчивости вируса.

«Мы обнаружили новую мишень для терапии герпесвирусных инфекций и считаем, что на ее основе можно создать новый класс противовирусных средств для преодоления проблемы лекарственно-устойчивых инфекций», — заявил автор исследования Санкар Сваминатхан (Sankar Swaminathan).

Спиронолактон — слабый диуретик, который в отличие от более сильных мочегонных не выводит калий, а задерживает его в организме. Он применяется при сердечной недостаточности, циррозе печени, нефротическом синдроме, гипертонии и некоторых других заболеваниях.