КЕК — японская организация по изучению высокоэнергетических ускорителей — объявила об успешном проведении испытаний нового электронно-позитронного коллайдера SuperKEKB. Ученым удалось создать устойчивые пучки электронов и позитронов, которые циркулировали внутри отдельных колец ускорителя. Пресс-релиз доступен на официальном сайте организации.
SuperKEKB — это обновленная версия коллайдера KEKB, работы по улучшению которого начались еще в 2010 году. В начале февраля 2016 года КЕК начала первый этап испытания ускорителя. 10 февраля физики успешно разогнали пучок позитронов в позитронном кольце установки, а 26 февраля ученые сделали то же самое с электронами в электронном кольце.
Инженерные работы над SuperKEKB продолжатся до конца июня этого года. Ученые планируют установить сверхпроводящие магниты, которые будут фокусировать пучки частиц перед их столкновением, а также «сердце» установки — детектор Belle 2. Последний предназначен для определения типа и импульсов частиц, которые образуются при столкновениях электронов и позитронов.
Улучшения призваны увеличить светимость коллайдера — важнейшую характеристику, которая показывает, как часто частицы будут сталкиваться друг с другом. Согласно планам КЕК, размер пучка частиц будет уменьшен в 20 раз по сравнению с тем, что был у ускорителя KEKB. По расчетам это позволит увеличить в 40 раз количество столкновений частиц и обнаружить редкие события их распада.
В 2001 году на ускорителе KEKB физики обнаружили различия в распаде B-мезонов и анти B-мезонов. Это было одно из первых прямых наблюдений нарушения CP-инвариантности — явления, которое могло бы объяснить причины, почему во Вселенной количество материи намного превышает антиматерию.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.