Физики из Массачусетсткого технологического университета, США измерили, насколько эффективно капли дождя и тумана разных размеров очищают воздух от частиц пыли. Исследование опубликовано в Atmospheric Chemistry and Physics.
Авторы использовали установку, которая позволяла генерировать одиночные капли воды с заданным размером и электрическим зарядом. Они падали через колонку высотой 160 сантиметров, в которой поддерживалась определенная концентрация взвешенных частиц пыли.
После падения капля испарялась, а сухой остаток вместе с адсорбированными пылинками анализировался в масс-спектрометре. Зная размер капли и концентрацию соли в ней, авторы рассчитывали количество и общую массу адсорбированной взвеси за время падения капли. Из этих данных ученые оценивали эффективность очистки: долю адсорбированных пылинок из общего их числа, содержащегося в объеме, через который падала капля.
Оказалось, что эффективность была выше у капель меньшего размера, а также при меньшей относительной влажности воздуха. На эффективность, согласно теории, влияли такие процессы, как броуновское движение капли, а также электростатическое притяжение пылинок. Авторы показали, что полученные результаты хорошо соотносятся с теоретическими расчетами.
Ученые отметили, что ранее уже проводились работы по измерению эффективности поглощения пыли дождевыми каплями. Однако в новом эксперименте впервые удалось использовать параметры, которые соответствовали реальным атмосферным условиям. Этого удалось достигнуть благодаря анализу одиночных капель при помощи масс-спектрометрии, тогда как ранее авторы проводили измерения, накапливая большой объем упавших капель и изучая полученную жидкость, что сказывалось на чувствительности эксперимента.
Как развитие технологий позволило нащупать «топологическое решение» загадки шизофрении
Шизофрения — одна из самых загадочных и сложных болезней человека. Уже более ста лет ученые пытаются понять причины ее возникновения и найти ключ к терапии. Пока эти усилия не слишком успешны: до сих пор нет ни препаратов, которые могли ли бы ее по-настоящему лечить, ни даже твердого понимания того, какие молекулярные и клеточные механизмы ведут к ее развитию. О том, как ученые бьются с «загадкой шизофрении» мы уже неоднократно писали: сначала с точки зрения истории психиатрии, затем с позиции классической генетики (читателю, который действительно хочет вникнуть в суть проблемы, будет очень полезно сначала прочитать хотя бы последний текст). На этот раз наш рассказ будет посвящен новым молекулярно-биологическим методам исследования, которые появились в распоряжении ученых буквально в последние несколько лет. Несмотря на сырость методик и предварительность результатов, уже сейчас с их помощью получены важнейшие данные, впервые раскрывающие механизм шизофрении на молекулярном уровне.