Итальянских микробиологов обвинили в распространении патогенной бактерии

Прокуратора Италии в апреле-мая 2015 года допросила нескольких ученых, якобы завезших в Апулию бактерию

Xylella fastidiosa

– причину гибели более чем миллиона оливковых деревьев, важной сельскохозяйственной культуры этой страны. Параллельно до конца мая этого года в институтах, где работают исследователи, а также в курирующем их Министерстве сельского хозяйства прошли изъятия компьютеров и документов. С учетом ряда других сомнительных судебных процессов над учеными, в последние годы происходивших в Италии, расследование может иметь весьма неблагоприятные последствия,

Nature News.

Ученые из Университета Бари и Института устойчивой защиты растений (IPSP) рассматриваются как возможные виновники завоза в страну бактерии Xylella fastidiosa, калифорнийский штамм которой был предположительно ввезен ими в Италию в исследовательских целях в 2010 году. С апреля 2015 года ряд из них, включая Донато Бошиа (Donato Boscia), главу барийского подразделения Института, подвергали допросам в полиции. В начале мая следствие изъяло документы и компьютеры этих организаций, имевшие отношения к проблеме Xylella, а в конце того же месяца – и относящиеся к этой теме документы Министерства сельского хозяйства.

12 мая Итальянская ассоциации научных сообществ, работающих в области сельского хозяйства, опубликовало открытое письмо, требующее защиты апулийских ученых и их работы. «Претензии к ним не имеют научного базиса – вот что шокировало научную общественность» – комментирует ситуацию Винченцо Джерби (Vincenzo Gerbi), президент Ассоциации.

Ведущиеся в настоящее время мероприятия были начаты прокуратурой в апреле 2014 года. Они стали реакцией на запрос неких частных лиц, которые обратились в полицию, утверждая, что в 2010 году ученые из вышеуказанных научных институтов вывезли из Калифорнии (для научной работы) образцы Xylella fastidiosa, из-за которых якобы и произошла вспышка ее размножения 2013-2014 годов, ставшая причиной гибели значительной части оливковых деревьев. Обвинение прозвучало спустя полгода после того, как исследователи из этих организаций в октябре 2013 года обнаружили факт заражения оливковых деревьев упомянутыми бактериями и начали вести систематическую борьбу с ними.

Местное научное сообщество называет обвинения несостоятельными, указывая на то, что калифорнийский штамм этой бактерии в Италии в диком виде не обнаружен. Напротив, местные оливковые деревья поражены штаммом Xylella fastidiosa типичным для Коста-Рики. Оттуда, по предположение ряда исследователей, он и попал в Италию вместе с декоративными растениями, в больших количествах вывозимыми из этой латиноамериканской страны. Кроме того, отмечают представители научного сообщества, будь причиной калифорнийский штамм, его вспышка не стала бы ждать с 2010 по 2013 год.

Ряд популярных итальянских блогов в ходе стихийной информационной компании стали подвергать сомнению и другие аспекты деятельности ученых из данных организаций. В частности, утверждается, что лекарство от Xylella fastidiosa уже существует, но сознательно скрывается от общественности.

В апреле 2014 года Эльза Валерия Миньоне (Elsa Valeria Mignone), одна из прокуроров, занимающаяся данной ситуацией, в интервью журналу Famiglia Cristiana заявила, что рассматриваются и версии, согласно которым бактерии преднамеренно были занесены в Апулию. По другой отрабатываемой ею версии, ученые дали им закрепиться в этом регионе, по халатности или умышленно не сумев отследить ее распространение. Миньоне высказала мнение, что здесь могло иметь место и коррумпирующее влияние бизнеса. Например компаний, занимающихся солнечной энергетикой, активно развивающейся в Италии и генерирующей 7,0 процентов всего вырабатываемого в стране электричества. С ее точки зрения такие компании могли быть заинтересованы в уничтожении оливковых рощ для высвобождения места под свою деятельность.

Ранее итальянские суды и прокуратора неоднократно доводили до суда и выносили приговоры по делам, сомнительным с научной точки зрения. В 2012 году в Италии за непреднамеренное убийство были осуждены шестеро ученых, в апреле 2009 года пытавшихся успокоить население города Л’Акуилы, встревоженного соседними толчками и заявлениями сейсмолога-любителя Джанпаоло Джулиани, призывавшего готовиться к более существенному землетрясению. Осужденные были членами комиссии, которая перед землетрясением в Л’Акуиле 6 апреля 2009 года заявляла об отсутствии научно обоснованных прогнозов крупного землетрясения в этом районе. После того, как оно все же случилось и 300 жителей города погибли, мировое сейсмологическое сообщество неоднократно указывало на то, что на сегодняшнем этапе развития этой науки точные предсказания событий такого рода невозможны. Однако суд все же приговорил членов комиссии к шести годам заключения. Один из их защитников на процессе, Клаудио Эва ( Claudio Eva) охарактеризовал решение судьи как «очень итальянское и очень средневековое».

В 2012 году отдельные наблюдатели связывали вышеописанное решение суда с общими проблемами взаимодействия науки и общества в этой стране. Так, в редакционной статье Nature News отмечалось: «В Италии существует ощущение, что наука вовсе не важна – …поддерживаемое десятилетиями недофинансирования и политического пренебрежения». Министр, курирующий научные исследования, в том же 2012 году без консультации с научным сообществом заявил о планах по слияниях всех научных организаций в одну – с целью экономии денег и облегчения получения грантов ЕС. Как отмечалось в той же редакционное статье, такое вольное обращение с научными институтами немыслимо в научно развитой стране, вроде той же Германии.